Премия

Как летать лоукостерами

Реклама

При путешествии бюджетными авиакомпаниями есть несколько правил, соблюдая которые вы действительно сможете сэкономить.

Первое — внимательно изучать правила перевозки багажа. Второе — бронировать билеты исключительно на сайтах авиакомпаний, так как сайты агентов-посредников априори не смогут предложить тариф ниже. Третье — обращать внимание на время и на аэропорт вылета/прилета: попытка сэкономить 10 долларов или евро на билете может вылиться в дополнительные расходы на месте, и эти траты могут быть гораздо ощутимее, чем сэкономленная десятка. Итак, давайте разбираться по порядку.

1. То, что нужно именно вам.

Лоу-кост модель устроена просто: пассажир сам решает, какие услуги ему нужны в полете — багаж, питание, выбор места в салоне, приоритетная посадка и т.д. Если вы путешествуете налегке и в одиночестве, то смело покупайте самый дешевый тариф без дополнительных услуг. Если нужен багаж и/или вы путешествуете с друзьями или родными и гарантированно хотите сидеть вместе, то дополнительных трат не избежать.
Бюджетная модель авиаперевозок, предложенная в 1966 году Гербертом Келлехером, оказалась настолько живучей, что в XXI веке на нее постепенно перешли почти все традиционные перевозчики — не только на родине лоу-кост модели в США, но и в Европе. Правда, в большинстве случаев это оказалось просто скрытым повышением тарифов: билет с багажом и заранее выбранным местом в салоне становился дороже в среднем на 10% , чем билет с таким же набором услуг до введения компанией безбагажных тарифов.
Самые популярные бюджетные авиакомпании Европы:
Ryanair, easyjet, Wizzair, Vueling, Norwegian, Transavia, «Победа»
Любопытно, что бюджетная авиакомпания Southwest Airlines, созданная Келлехером, сегодня единственная в США, кто предлагает перевозку багажа бесплатно даже на минимальных тарифах, все остальные американские перевозчики взимают дополнительно за регистрацию одной сумки или чемодана от 30 до 35 долларов, если то не оговаривается отдельно. И только пока одна американская компания ввела безбагажный тариф на трансатлантике — Delta, которая вместе с партнерами по альянсу Skyteam, перевозчиками Air France, KLM и Alitalia, пошла по пути «пионеров» в этом вопросе, авиакомпаний группы Lufthansa. Тариф Delta класса Basic Economy подразумевает путешествие только с ручной кладью и по его правилам авиакомпания даже может рассадить пассажиров, летящих по одному бронированию (на практике такое, правда, происходит редко).

2. Выбор места и багажа.


Регистрируемый багаж и выбор места лучше оплатить сразу, при бронировании билета. Если нет уверенности в том, нужен ли вам регистрируемый багаж (хотя на рейсах в Россию он все-таки желателен, если вы хотите привезти, например, местного вина или мягких сыров — в дьюти-фри локальные продукты будут дороже в 2–3 раза, чем в обычном магазине в городе), то багаж можно будет добавить в бронирование и оплатить позднее, но обязательно до отъезда в аэропорт. Там эта услуга будет стоить намного дороже.
Shutterstock
Первой авиакомпанией, которая стала умышленно рассаживать пассажиров, путешествующих по одному бронированию, стала российская компания «Победа» — таким образом перевозчик стимулировал клиентов покупать дополнительные услуги. Выбор места на борту «Победы» стоит от 149 рублей (сумма символическая на самом деле), и если вы хотите лететь вместе, имеет смысл эту услугу приобрести сразу, еще на этапе бронирования билетов.
Через некоторое время после нововведения «Победы» рассаживать пассажиров, не оплативших выбор места в салоне, стала и крупнейшая бюджетная авиакомпания Европы — ирландская Ryanair, чьи менеджеры вообще любят менять правила, причем задним числом. То есть, если вы купили билет по старым, хорошо знакомым вам условиям, на полет, допустим, 2 июня, а новые правила вступили в действие с 1 июня, то вам придется раскошелиться дополнительно, согласно новым реалиям. Самые популярные бюджетные авиакомпании Азии:
Air Asia, Lion Air, Scoot, VietJet, T’way Airlines, Malindo Airways, Cebu Pacific
В прошлом году авиакомпания трижды (!) меняла правила перевозки багажа, и в какой-то момент столкнулась с бойкотом пассажиров. Чтобы снизить градус негатива, компания чуть ли не впервые в своей истории разрешила пассажирам, несогласным с изменениями, сдавать билеты без штрафных санкций (стоит ли говорить, что билеты у Ryanair в принципе невозвратные).
Скандал был нешуточный, на «проделки» Ryanair даже обратили внимание некоторые регуляторы. В большинстве европейских стран расследование спустили на тормозах (в Ryanair работают прекрасные лоббисты), но в Италии на компанию в итоге наложили штраф в размере четырех миллионов евро (за введение клиентов в заблуждение), а вместе с ирландским перевозчиком «досталось» и венгерской Wizzair, которая вслед за Ryanair также стала менять правила «задним числом».

3. Платная регистрация.

Вне зависимости от того, будете вы сдавать багаж или нет, в аэропорт вы должны прибыть уже зарегистрированными на рейс, минимум за час до отправления самолета (или за два, если предстоит проходить границу). Иначе вас ждет неприятный сюрприз.
Shutterstock
Один из честных способов изъятия денежных средств у населения бюджетными авиакомпаниями — платная регистрация (или распечатка посадочного талона) в аэропорту. В «лучшие» годы Ryanair взимала за эту процедуру до 80 евро с билета (что могло быть в 10 раз дороже стоимости перелета). Сегодня, в зависимости от авиакомпании, это стоит 20–35 евро. Наша «Победа» регистрирует пассажиров в иностранных аэропортах на рейсы в Россию за 25 евро, при этом онлайн регистрация на официальном сайте компании не всегда работает корректно — пассажиры просто не могут зарегистрироваться самостоятельно. Если сайт «отказывается» вас регистрировать, необходимо сделать скриншоты с экрана, и, по возвращении на родину подать в офис «Победы» запрос на возврат денег (избежать уплаты таксы за регистрацию в аэропорту не получится). Как показывает практика, компания в таких случаях возвращает денежные средства в течение двух недель.

4. Подводные камни.

Некоторые бюджетные авиакомпании имеют весьма странные правила. Лидер по абсурдным требованиям — ирландская Ryanair.
Shutterstock
Некоторые перевозчики позволяют регистрироваться на рейс за 14 суток (та же Ryanair) — при условии оплаты дополнительных услуг. Это удобно, особенно когда у вас нет уверенности, что вы сможете распечатать посадочный талон на полет обратно. Для европейцев эта проблема сейчас не стоит — по всей Европе в ходу мобильные посадочные (которые, естественно, не нужно распечатывать, достаточно отсканировать QR-код при прохождении предполетных формальностей в аэропорту). Но для граждан России мобильный посадочный в большинстве случаев неприменим. С россиян в аэропорту по-прежнему требуется бумажный посадочный талон, и, более того, в случае полета с Ryanair, прохождение так называемой процедуры Visa Check — сотрудники компании проверяют у граждан стран, не входящих в зону Шенгенского соглашения, наличие виз. Где-то эта процедура проходит на стойке регистрации, где-то перед посадкой, где-то на специальной стойке — в каждом конкретном случае лучше узнать эту информацию заранее у сотрудников Ryanair. Причем дело доходит до абсурда: Visa Check авиакомпания устраивает на внутришенгенских рейсах, и даже — в границах одной страны. Чем грозит не прохождение этой бюрократической процедуры, думаю, уточнять не стоит. Это еще один честный способ изъятия денег у пассажиров, который придумали менеджеры компании.

5. Пункт назначения.

Часто бюджетники летают во второстепенные и очень удаленные от центра города аэропорты. А порой — совершенно в другой город, выдавая региональный аэропорт за крупный хаб.
Shutterstock
У главного конкурента Ryanair, английской компании easyjet (когда-то она даже летала в Москву из Лондона и Манчестера — чудесные были времена) правила намного проще и прозрачнее. Особенно в том, что касается багажа. Так, компания не ограничивает вес ручной клади — важно лишь, чтобы она помещалась в калибратор (рассчитанный на стандартные чемоданы cabin size). Онлайн регистрация на рейс открывается за 30 суток и заканчивается за два часа до вылета. При этом ценовая политика «оранжевых» столь же гибкая, как и у конкурентов, а аэропорты базирования, зачастую, более удобны. Отправляясь в путешествие с easyjet из Лондона, допустим, в Мюнхен, вы прилетите именно в столицу Баварии, а не в Мемминген, который находится в 115 километрах от Мюнхена.





Читайте также: Что такое «стоповер» и как им воспользоваться





Аэропорт Меммингена называется Альгой, имеет код FMM (Мюнхен — MUC) и «маскируется» под Мюнхен на маршрутной карте Wizzair и нашей «Победы». Другие «подлоги», которые можно обнаружить на европейской карте авиамаршрутов: Жирону «бюджетники» могут выдавать за Барселону (между городами около 90 километров), Веце — за Дюссельдорф (более 85 километров), Ханн — за Франкфурт-на-Майне (более 120 километров). Учитывая, что у лоу-кост компаний часто бывает неудобное (слишком раннее, или наоборот слишком позднее) время вылета или прилета (именно на такие рейсы действуют минимальные тарифы), то нужно заранее продумать, как вы будете добираться до аэропорта или из него. Зачастую никаких альтернатив кроме такси нет, и такая поездка может вылиться в очень круглую сумму, сравнимую по стоимости с ценой билета на традиционную авиакомпанию из крупного хаба куда круглосуточно ходит общественный транспорт.

6. Азия — дело тонкое.

Если посмотреть на Азию, где сегмент бюджетных перевозок продолжает расти как на дрожжах (и, соответственно, появляются новые авиакомпании — вьетнамская Bamboo Airways тому пример), то здесь тоже есть особенности.
Shutterstock
Многие азиатские бюджетники предлагают провоз регистрируемого багажа весом 10 или 15 килограммов, некоторые не берут деньги за регистрацию в аэропорту (опять — внимательно читаем правила), другие — являются «дочками» традиционных перевозчиков. Так, у одной из лучших авиакомпаний мира, Singapore Airlines, сразу две бюджетных «дочки» — Scoot и SilkAir, и приобретая билет на сайте «Сингапурских авиалиний» можно в итоге купить перелет на «железе» Scoot или SilkAir. Багаж на таких рейсах будет включен, а вот питание — за дополнительную плату. Пережить 2–3 часа без еды на борту самолета нетрудно, но у Scoot, чья основа флота — широкофюзеляжные Boeing 787, есть рейсы протяженностью 12 часов. Так, цена билета на рейсе из Сингапура в Афины при добавлении питания вырастает сразу на 77 американских долларов в одну сторону (лететь более 11 часов), на рейсах из Сингапура в Токио (время в пути девять часов, через Бангкок) — на 55 долларов, в Сидней (время в пути 7,5 часов) — на 43 доллара.
Пример Scoot — скорее исключение из правила. Дальнемагистральные бюджетные перевозки в настоящее время испытывают серьезные проблемы (привет, Norwegian). Даже у мирового лидера лоу-кост сегмента, авиакомпании Air Asia, дальнемагистральное подразделение Air Asia X приносит убытки. Успешная лоу-кост модель подразумевает все-таки полеты продолжительностью не более шести часов (современные модификации узкофюзеляжных Boeing 737 и Airbus A320, самых популярных моделей у бюджетных компаний по всему миру, могут находиться в воздухе с полной загрузкой до восьми часов), а самые распространенные маршруты у бюджетных компаний — от 60 минут до 3 часов. За это время можно «покрыть» большую часть Юго-Восточной Азии (да и Европы тоже).

7. А может ну их, этих бюджетников?

Традиционные перевозчики, работающие на рынке Юго-Восточной Азии, в отличие от европейских коллег пока не спешат применять бюджетную бизнес-модель в своей работе. При этом их тарифы могут быть вполне конкурентоспособны, особенно если компания проводит какую нибудь акцию.
Shutterstock
В некоторых случаях, стоимость билета на полносервисного перевозчика может быть даже ниже, чем у бюджетного, особенно, если вам предстоит перелет внутри Малайзии. Государственная компания Malaysia Airlines, до 2014 года входившая в число лучших (потом случилось две катастрофы, обстоятельства которых до сих пор неизвестны), чтобы оставаться на плаву вынуждена держать низкие тарифы на рейсах внутри страны, предоставляя полноценный сервис. Финансовые показатели перевозчика оставляют желать лучшего (компания в последние годы отказалась от некоторых рейсов, передав их бюджетным конкурентам), но о банкротстве пока речи не идет. Поэтому при равной цене из Куала-Лумпура на Борнео у Malaysia Airlines, Malindo Air или упоминавшейся выше Air Asia, имеет смысл выбрать первую.
Между столичными аэропортами стран региона помимо местных компаний летают и перевозчики из других частей света — например голландская KLM или иорданская Royal Jordanian. Их тарифы тоже бывают очень «сладкими», порой в два раза дешевле, чем у бюджетников, а багаж, питание и выбор места уже включены в стоимость.

8. Не нарваться на банкрота.

Ситуация на рынке авиаперевозок непростая. Когда авиакомпания объявляет о прекращении операционной деятельности из-за банкротства, вернуть деньги за билет очень непросто. Шанс есть лишь у самых расторопных: как говорится, кто первый встал — того и тапки. Чем раньше вы подадите заявление в ваш банк на чарджбэк (возврат средств), тем больше шансов, что деньги вернутся.
Shutterstock
Тем не менее, путешествовать бюджетными авиакомпаниями не просто выгодно, а очень выгодно — особенно, если планировать поездку заранее или следить за акциями и быть готовым сорваться с места в любой момент. Главное — тщательно изучить правила перевозки и быть хотя бы немного в курсе дел в авиационной отрасли, которую штормит вот уже более 10 лет. За последнее десятилетие обанкротились и ушли с рынка десятки компаний по всему миру, кризис затронул таких перевозчиков, в финансовой состоятельности которых даже не было сомнений. Из последних потрясений — банкротство исландской Wow Air и индийской Jet Airways, на грани находится норвежская компания Norwegian, которую, среди прочего, сильно подкосил запрет на эксплуатацию Boeing 737 MAX. Норвежцы первыми из авиакомпаний, эксплуатирующих этот тип воздушных судов, заявили, что будут добиваться от американского авиапроизводителя компенсации за простой самолетов, возобновление полетов которых все время откладывается — теперь аналитики отрасли говорят, что это произойдет не раньше сентября. У перевозчика, если он решится на судебные разборки, хорошие перспективы, но, скорее всего, дело будет улажено полюбовно и сумму компенсации, если таковая будет выплачена, мы не узнаем. Это, впрочем, вряд ли спасет Norwegian от реструктуризации, и покупать билеты на ее рейсы сильно заранее сейчас я бы не рекомендовал.





Читайте также: Как получить долгосрочный шенген
Дешевые билеты онлайн
Взрослые
от 12 лет
Дети
2-12 лет
Младенцы
до 2 лет
Небольшой и очень удобный регион для автопутешествий на выходные
Новые модели самолетов, масло вместо керосина и электродвигатели – как авиакомпании пытаются сделать авиаперевозки более безопасными для окружающей среды
С 7 по 20 октября в Монако пройдет гастрономический фестиваль - Festival Gastronomique de Monaco
Нагретые солнцем камни Александрии впитали в себя память о событиях давних эпох – и говорят голосами Александра Македонского и Клеопатры
показать еще
Читайте в сентябре BUSINESS TRAVELLER №35
  • Деловой туризм в Абу-Даби: площадки, идеи и рекомендации
  • Тенденции: Гастрономические рейтинги как бизнес-инструмент
  • Диалоги: Елена Шубина об интуиции в издательском деле
  • Направления: Абу-Даби | Норвегия | Лигурия | Дрезден | Бал-Харбор
Оформить подписку