Премия

Что делать при срыве пересадки?

Реклама

Задержки авиарейсов случаются. Один из особенно неприятных случаев - опоздание на второй рейс из-за задержки первого. Что делать в этом случае?

Сразу оговоримся, в этом тексте рассматриваются только случаи срыва "белых" стыковок - то есть когда оба рейса в одном и том же билете. "Серые" пересадки, когда рейсы в разных билетах, тут не рассматриваются - пассажир покупает их на свой страх и риск, и отвечает за последствия он сам (хотя в некоторых случаях с опоздавшего перевозчика и можно получить компенсацию). А вот за "белые" стыковки по единым билетам отвечает авиакомпания.

Рассчитывайте заранее

Возможную проблему с пересадкой порой можно вычислить и устранить заранее - если отслеживать свои рейсы. Допустим, вы летите из Уфы в Мюнхен через Москву и видите за несколько часов до отправления из Уфы, что самолет вашего первого рейса задержан уже на пару часов и ваша комфортная стыковка в 2,5 часа превратилась в лучшем случае в малореальные полчаса. Самое время звонить в авиакомпанию с требованием пересадить вас на более ранний рейс из Уфы (если он есть) либо на более поздний вылет из Москвы в Мюнхен. Чем раньше вы начнете решать проблему - тем больше шансов получить устраивающий вариант.
В любом случае, если проблема с пересадкой стала очевидной еще до вылета первого рейса, требуйте от авиакомпании решать ее сразу в аэропорту изначального вылета. Не стоит откладывать поиск решений до прилета в пункт пересадки - за время первого полета свободных мест на альтернативных рейсах может не остаться. Это особенно важно, если вы сдаете багаж - не решенная сразу проблема со стыковкой многократно увеличивает риск недоставки багажа вовремя. Львиная доля задержек багажа происходит именно из-за срыва пересадки. Если вы меняете рейсы еще до первого полета, то сдавать багаж в аэропорту первоначального вылета очень желательно только после смены рейсов на новые.





Читайте также:  Как сдать невозвратный билет



Если стыковка все же сорвалась

Увы, опоздание первого рейса куда чаще происходит внезапно из-за метеоусловий или техпричин, и пассажир ничего не может предпринять заранее. Если стыковка уже потеряна, то порядок действий тот же - как можно быстрее звоните в авиакомпанию или обращайтесь в ее офис или стойку транзита в аэропорту пересадки. Если таких опоздавших много (это бывает в плохую погоду и при прочих сложностях) - на стойке вероятны длинные очереди, и звонок может оказаться лучшим выбором (но и там возможны очереди).
Если вы не можете сами звонить из-за стоимости роуминга - напишите кому-то из друзей, кто сможет позвонить в компанию от вашего имени (предоставив ему заранее ваш билет и свои данные). Вы также можете попросить друга звонить, пока вы еще летите первым рейсом.
Довольно вероятно, что авиакомпания и без вашего участия автоматически пересадит вас на другой рейс (по умолчанию это будет ближайший доступный). Некоторые перевозчики вместо этого пришлют SMS или e-mail с предложением выбрать новый рейс на сайте компании (или подтвердить предложенный ею). Стоит помнить, что право выбора нового рейса принадлежит пассажиру, а не авиакомпании. Если ближайший вам неудобен - допустим, он прилетит посреди ночи - настаивайте на более подходящем для вас варианте, даже если он через полсуток. Кроме того, пассажир имеет право и вовсе отказаться от дальнейшего полета (допустим, он уже опоздал на встречу, конференцию или футбол) и потребовать вернуть его в пункт изначального вылета с возвратом стоимости билета.
Если вам удалось сменить рейс по телефону (или компания сменила его сама) - не забудьте, что вам нужно еще получить посадочный талон на новый рейс. В аэропорту пересадки это часто можно сделать в киосках саморегистрации или онлайн, но в некоторых случаях придется все равно идти за ним на стойку.
Кроме того, стоит опять вспомнить о багаже. Хотя вы и сменили второй рейс, в багажном отделении об этом, скорее всего, ничего не знают - ведь на вашем багаже по-прежнему бирка с номером изначального рейса, на который вы не успели. С большой вероятностью ваш багаж просто останется в аэропорту пересадки до тех пор, пока вы по прилету в пункт назначения не заполните заявку на его розыск. Верить заявлениям компании о том, что багаж погрузят на новый рейс, не стоит почти никогда. Поэтому, если у вас есть достаточно времени до вылета вашего нового рейса и вы можете выйти в публичную зону - попробуйте добиться выдачи багажа в аэропорту пересадки, чтобы затем самостоятельно сдать его на новый рейс уже с новой правильной биркой.

Другие нюансы

Вынужденная задержка в аэропорту пересадки свыше нескольких часов может означать, что авиакомпания обязана обеспечить вас питанием или отелем. Правила разных стран и перевозчиков на этот счет отличаются - оптимально узнать о них заранее, и соответственно требовать положенное, когда перевозчик меняет вам рейс на новый. Иногда за задержку можно получить и денежную компенсацию - но порой и вообще ничего.
Смена рейса обычно влечет отмену всех связанных с рейсом допуслуг. Среди прочего, на новом рейсе уже не выйдет получить заказанное ранее спецпитание, поскольку этот заказ формируется минимум за сутки, а часто и больше. Слетит и бронирование конкретного места в самолете, и что еще хуже - на новом рейсе выбор мест с большой вероятностью будет уже скудным, ведь почти все пассажиры имели возможность выбора задолго до вас. Если все это для вас важно (а время менее принципиально) - просите сменить рейс на более поздний, чтобы иметь лучший выбор мест и успеть поесть до рейса в кафе с устраивающим меню. Если допуслуги были платными и перенести их на новый рейс не удалось - не забудьте оформить возврат денег за них.

Конфликтные ситуации

Порой пассажир и авиакомпания расходятся во мнениях о том, кто из них виноват в потере стыковки. В частности, после открытия нового терминала в Шереметьево в соцсетях стали появляться жалобы пассажиров на то, что "Аэрофлот" отказывает пассажирам в дальнейшей перевозке при срыве коротких стыковок. По версии таких пассажиров, хотя их первый рейс прилетал формально вовремя, но из-за проблем с самолетными стоянками в Шереметьево руление самолета и высадка из него занимали в сумме целый час, и в результате у них не оставалось достаточно времени на смену терминала и прохождение различных контролей. Сотрудники "Аэрофлота", как утверждали пассажиры, слышать обо всем этом не желали и считали, что раз первый рейс прилетел вовремя, то пассажир в любом случае обязан был успеть на второй. Во избежание подобных конфликтов, если время на пересадку сильно ограничено (не только в Шереметьево!), имеет смысл фиксировать на мобильные телефоны и камеры все этапы прилета, высадки из самолета, прохождения контролей. Оптимально, чтобы в кадр попадали табло с указанием текущего времени - это послужит доказательством в случае разбирательств с перевозчиком.





Читайте также: Как путешествовать выгодно этим летом





Способы снижения риска

Если есть возможность, закладывайте больше времени на пересадку. Чем больше запас времени - тем ниже риск потери стыковки и задержки багажа. Если короткой стыковки избежать не удалось, выбирайте на первом рейсе место в носу самолета - так вы, скорее всего, попадете в терминал в числе первых и выиграете несколько минут, которые могут оказаться решающими.
Дешевые билеты онлайн
Взрослые
от 12 лет
Дети
2-12 лет
Младенцы
до 2 лет
Небольшой и очень удобный регион для автопутешествий на выходные
Новые модели самолетов, масло вместо керосина и электродвигатели – как авиакомпании пытаются сделать авиаперевозки более безопасными для окружающей среды
С 7 по 20 октября в Монако пройдет гастрономический фестиваль - Festival Gastronomique de Monaco
показать еще
Читайте в сентябре BUSINESS TRAVELLER №35
  • Деловой туризм в Абу-Даби: площадки, идеи и рекомендации
  • Тенденции: Гастрономические рейтинги как бизнес-инструмент
  • Диалоги: Елена Шубина об интуиции в издательском деле
  • Направления: Абу-Даби | Норвегия | Лигурия | Дрезден | Бал-Харбор
Оформить подписку