Премия

Золотые мили

Как устроены программы лояльности авиакомпаний, какую из них выбрать и как копить мили с умом

 

Герой Джорджа Клуни из фильма «Мне бы в небо» мечтал скопить один миллион миль авиакомпании American Airlines и буквально жил в самолетах, преодолевая путь от Земли до Луны по десять раз в год. Он поставил долгожданный рекорд, и на высоте 10 тысяч метров капитан самолета торжественно презентовал ему именную карту. И такое бывает не только в кино: за последние десять лет в России появились люди, которые столь же фанатично копят мили. Они продают их и покупают, обмениваются ими и на специальных форумах обсуждают тонкости программ лояльности таких экзотических для нас авиаперевозчиков, как LAN Chile. Отдельные ветки таких форумов становятся настоящей летописью: тема, посвященная членству в программе British Airways, живет 10 лет, насчитывает 360 страниц и 23 тысячи сообщений.

Первая программа лояльности была открыта американской United Airlines в 1972 год: за каждый полет путешественник мог получить определенное количество баллов, которые обменивались на сувениры и подарки. В 1981 году маркетологи American Airlines первыми предложили пассажирам копить мили. Таким образом, компания получила постоянных клиентов, которые в погоне за милями летали American Airlines снова и снова.   

В России первые программы лояльности пытались ввести с начала 90-х. Тогда авиакомпании, названия которых сейчас уже никому ни о чем не говорят, предлагали бесплатный билет в обмен на 9 использованных. Первыми мили в России предложила копить авиакомпания «Трансаэро» в 1995 году, открыв свою программу «Привилегия». Сразу за ней свой «Бонус» запустил «Аэрофлот».  Остальные авиаперевозчики раскачались только к началу «нулевых». Сейчас самыми популярными программами являются «Бонус. Аэрофлот», «S7 Приоритет», «Ютейр Статус» и «Трансаэро. Привилегия». В принципе, мили предлагают копить все авиакомпании. Механизм простой: покупаешь билет, регистрируешься по телефону или на сайте перевозчика, летаешь, копишь и снова летаешь. Членство почти всегда бесплатное и поощряется «приветственными» милями.

Если вы подписаны на программу лояльности авиакомпании, входящей в авиаальянс, то ваши шансы скопить баллы на бесплатный билет сильно возрастают. Мили будут начисляться не только родным перевозчиком, но и его коллегами по воздушному альянсу. Всего в мире три крупнейших объединения: Star Alliance – самый крупный и старый, включает в себя 28 авиакомпаний, в том числе, Lufthansa, Swiss Air, Air China, Air Canada, US Airways, LOT, Spainair, BMI, Turkish Airlines. Но в него, увы, не входит пока ни одна российская компания. Второй по величине альянс – Skyteam. В него входит отечественный «Аэрофлот» и еще 19 авиаперевозчиков: Air France, KLM, Alitalia, Delta, Korean Air, Chech Airlines, China Airlines, Vietnam Airlines и другие. В третий крупнейший авиасоюз Oneworld входит российская S7, а также British Airways, Cathay Pacific, Japan Airlines, Malaysia Airlines. Oneworld - первый альянс, который использует централизованную систему управления. Он довольно популярен в странах СНГ, так как включает в себя многие азиатские авиакомпании.

   

Такие разные мили

Практически у всех авиакомпаний есть два типа бонусов: стандартные мили и премиальные. Последние повышают статус обслуживания, поскольку копятся дольше, но и привилегии за них выше: возможность пользоваться лаунжами, увеличение нормы багажа, приоритет при проходе на посадку, замена класса обслуживания. Обычно у авиакомпаний три уровня программ лояльности: «серебряный», «золотой» и «платиновый». Порог повышения статуса у всех разный, но обычно это 25-35 тысяч премиальных миль, то есть необходимо совершить кругосветное путешествие, чтобы «прокачаться» до следующего уровня. А для того, чтобы стать «платиновым» членом программы, вокруг Земли надо облететь 10-15 раз, причем за ограниченное время: обычно за 2-3 года. Если жить в самолете нет необходимости, а перейти на новый уровень очень хочется, то премиальные мили можно докупить на сайте перевозчика.

Стандартные мили отличаются тем, что их можно получить не только покупая билеты в «родной» авиакомпании, но и у ее партнеров по воздушному альянсу, а также при пользовании банками, страховыми компаниями, гостиничными сетями, сервисами по аренде автомобилей, сотовыми операторами. В них же, как правило, можно и тратить свои бонусы. Срок годности миль у всех компаний разный, но обычно 2-3 года с момента последней покупки авиабилета. Не успел потратить – мили сгорают. Стандартные мили также можно докупать на сайте программы лояльности или перевозчика. Примерный курс: 1 миля – 30 рублей, однако в интернете есть несколько сайтов, например, tripmakler.ru, где мили продают из рук в руки с большим дисконтом: по 2-3 рубля за штуку, но здесь есть и вероятность нарваться на мошенников.

Однако не за все билеты можно получить мили. Во время специальных акций или при выборе самого дешевого промо-тарифа бонусные баллы могут вообще не начисляться. Поэтому часто пассажир находится перед выбором купить билет дороже, который принесет больше миль, или дешевле, но совсем без бонусов.  Важно помнить, что при покупке авиабилета милями часто приходится отдельно оплачивать налоги и сборы, которые не входят в стоимость билета. Здесь у каждого перевозчика свои ставки – иногда это может быть половина билета, а иногда только 10-15%. В некоторых программах, например, в Miles & More аэропортовые сборы также можно оплатить милями, но билет в Европу обойдется уже не в 15 000, а в 30 000.

В целом только 16% постоянно летающих россиян пока не копят мили. Остальные 84% хранят в своем кошельке карточку одной или нескольких программ лояльности, как выяснил онлайн-поисковик билетов aviasales.ru. Опрос проходил среди 1000 постоянных клиентов сайта.  Главный вывод исследования – 70% путешественников выберут самый дешевый билет, и лишь 30% готовы заплатить большую сумму, чтобы накопить мили.

 

Мили в банках

Один из самых эффективных способов накопления миль - использование совместных программ лояльности. Кроме авиакомпаний копить мили предлагают банки, выпуская кобрендинговые кредитные карты. Кредитные организации из Топ-20 обычно взаимодействуют с одной или сразу с несколькими крупными авиакомпаниями: с «Трансаэро» сотрудничают ВТБ24, «Промсвязьбанк» и МТС-банк, с «Уральскими авиалиниями» -  Альфа-банк, с «Аэрофлотом» - «Сбербанк», ВТБ24 и еще с десяток банков. За каждые потраченные по карте 30-40 рублей, начисляется 1 миля.

Есть и глобальные программы, которые позволяют копить бонусы по всему миру. Одна из крупнейших - Miles & More, организованная авиакомпанией Lufthansa. Приобрести бонусы можно, не только летая этим перевозчиком и его партнерами по Star Alliance, но и зарабатывать, оплачивая покупки через кредитную карту или в магазинах-участниках программы. В нашей стране банк-провайдер Miles & More - Citibank. Правила простые: за 30 рублей банк дает одну милю, кроме того, по миле можно заработать за каждый евро, потраченный в аэропорту Мюнхена, нескольких сетях Duty Free, заказывая одежду на Lamoda.ru, снимая номера в Sofitel, Pullman и Novatel, пользуясь услугами Beeline в роуминге.  

При оформлении карты на нее падают приветственные 500 миль. Стоимость билета в города Европы - примерно 10-15 тысяч миль, в зависимости от расстояния, без учета налогов и сборов. Срок жизни миль – 36 месяцев. В России этой программой пользуются около 100 000 человек, и, как показывает статистика, мили для них имеют значение. «Оборот по кобрендинговым картам, в том числе и по Miles & More, по сравнению с обычными кредитками, выше на 30-50%, - правда, сложно с уверенностью сказать, почему. Вероятно, причина заключается в том, что либо люди, подписывающиеся на эти программы, в принципе тратят больше, либо желание накопить больше миль заставляет их совершать более объемные транзакции. Но, скорее всего, и то, и другое», - объясняет руководитель департамента по развитию бизнеса кредитных карт Citi в России Иосиф Кобиашвили.

Есть и универсальные варианты: карты, которые позволяют копить мили всех авиакомпаний сразу. У того же Citi есть карта Select, которая позволяет конвертировать бонусы в мили четырех авиакомпаний: это British airways, Сингапурские и Уральские авиалинии и американский перевозчик Delta. У банка Tinkoff есть карта All Airlines, но там курс 2 мили за 100 рублей, правда, принцип другой: билет покупается за деньги, банк конвертирует их в мили, а затем возвращает деньги. Плюс в том, что билеты можно покупать любые. Еще одна похожая карта есть у банка «Авангард», но покупать мили там можно только в интернет-банке и через него же бронировать билеты.

 

Копим за компанию

Если ваша компания подписана на корпоративную программу лояльности, копить мили и можно коллективно. В этом случае бонусы начисляются на единый счет работодателя. «Чаще всего компания претендует на баллы, исходя из того, что она оплачивает это путешествие. Но во многих случаях работодатель не против того чтобы его сотрудники копили баллы на личные карты за служебные поездки. Здесь следует учитывать, что личные баллы сотрудник не станет использовать на служебные перелеты, а компания может использовать и экономить за счет программы лояльности свой трэвел-бюджет», - объясняет представитель авиакомпании «Трансаэро».  Чаще всего тарифы здесь такие же, как и в обычных программах, но за счет большего трафика бонусы копятся быстрее. Среди российских авиакомпаний корпоративные программы предлагают «Аэрофлот» и «Трансаэро», из зарубежных - Lufthasa, которая на российском рынке выступает и в StarAlliance CompanyPlus, и в корпоративном варианте Miles&More.

Этими программами в основном пользуется средний и малый бизнес. Большим корпорациям обычно выгоднее подписать с перевозчиком отдельный контракт на годовое обслуживание, по которому компании предоставляются дополнительные скидки на тарифы и специальные условия на обмен и возврат билетов.

 

Маленькие хитрости

Так какую же программу лояльности выбрать? Универсального ответа нет, везде есть и плюсы, и минусы. Однако при выборе авиакомпании, во-первых, важно учитывать примерное количество перелетов и расстояния, на которые вы перемещаетесь, во-вторых, траты по кредитным кобрендинговым картам, и в-третьих, любимые направления для путешествий. Например, если вы часто летаете в Вену зимой и в Турцию летом, то лучше подписаться на программу StarAlliance (Austrian Airlines и Turkish Airlines), если в Лондон, Берлин и Барселону, то Oneworld (AirBerlin, S7, British Airways и Iberia). И самое главное - на что вы собираетесь тратить мили, потому что стоимость путешествий везде разная. Например, у «Трансаэро», которая не входит ни в один альянс, премиальные билеты значительно дешевле, чем у других перевозчиков. Например, билет Москва-Вильнюс стоит всего 1800 миль.

Для тех, кто щепетильно относится к милям и любит дешевые авиабилеты, вхождение авиакомпании в один из трех глобальных альянсов – ключевой момент. Хитрость тут в том, что обычно перевозчик, у которого куплен билет по промо-тарифу, либо вообще не дает никаких миль, либо это «утешительные» 10% от расстояния полета. В этом случае мили можно регистрировать в программе любой другой авиакомпании по более выгодному тарифу. Как советует жадным до миль путешественникам Holidaypirates.ru, постоянно проверяйте ваш тариф (английская буква рядом с тикером авиакомпании) во всех программах лояльности всех перевозчиков вашего альянса.  Так, например, получить 100% миль за промо-тариф при полетах Alitalia можно в американской Delta SkyMiles, потому что обе входят в альянс Sky Team.

И еще один секрет – копить мили можно коллективно, например, всей семьей, или вместе с друзьями, которых также можно вписать в программу, и собирать баллы, потом тратить их на совместные путешествия.

Кстати, все мили и бонусы имеют неприятную особенность – у них нет никакого правового статуса, поэтому все операции с ними никак не регулируются законом, а интересы покупателя не защищаются. Общество защиты прав потребителей неустанно напоминает, что если бонусы внезапно сгорят или потеряются из-за сбоя в программе, то шансов отстоять свои права в суде нет.  

Однако, несмотря на спорный юридический статус, фактически сейчас воздушные мили стали чем-то вроде валюты, причем их платежеспособность только возрастает, потому что с каждым годом количество партнеров-программ лояльности растет, а между собой все участники расплачиваются либо деньгами, либо взаимозачетами. На западе существуют даже специальные консультанты по милям, о них писал журнал The Economist еще в 2005 году. Они дают ценные советы о том, какие мили и в каких авиакомпаниях сейчас лучше покупать, как их зарабатывать и во что конвертировать. Журнал подсчитал, что все авиакомпании мира суммарно выпустили к тому времени уже 14 триллионов миль общей стоимостью $700 млрд! Ежегодно авиакомпании предоставляют 14 млн билетов, оплаченных милями. В итоге программы лояльности могут чуть ли не обанкротить авиакомпании, которые при таких объемах просто не смогут обеспечивать их.


Ольга Фомина

Дешевые билеты онлайн
Взрослые
от 12 лет
Дети
2-12 лет
Младенцы
до 2 лет
Совет по туризму Сингапура запустил глобальную программу лояльности для MICE групп - INSPIRE
Стартовал четвертый фестиваль морских специалитетов «Держи Краба!», который проводит Паназиатский ресторан Zuma. Попробовать краба по специальной цене можно от Москвы до Владивостока в 71 ресторане-участнике более чем в 20 городах России.
Небольшой и очень удобный регион для автопутешествий на выходные
показать еще
Читайте в сентябре BUSINESS TRAVELLER №35
  • Деловой туризм в Абу-Даби: площадки, идеи и рекомендации
  • Тенденции: Гастрономические рейтинги как бизнес-инструмент
  • Диалоги: Елена Шубина об интуиции в издательском деле
  • Направления: Абу-Даби | Норвегия | Лигурия | Дрезден | Бал-Харбор
Оформить подписку