Премия

Жизнь после керосина

Реклама

Об авиатопливе речь заходит обычно в контексте постоянно растущих цен: в прошлом году, например, они выросли на треть. Однако есть и другие темы для разговора. По мере того как поступают тревожные новости об изменении климата, необходимость сделать индустрию авиаперевозок более экологичной становится делом первостепенной важности.

Вынос на первой полосе Mail of Sunday кричал: «Лицемерка первого класса!», когда актрису Эмму Томпсон сразу после участия в экологических протестах заметили на борту рейса в Нью-Йорк. Последствия выбросов углекислого газа для планеты – не новость, но предупреждения ученых становятся тревожнее, а протестные акции острее. 

Роль авиации в ухудшении экологии тоже не тайна: на ее долю приходится более 2% выбросов CO2, и это значение постоянно растет. Чем приятнее ваше путешествие в воздухе, тем больше вклад в изменение климата (пассажиры заполненного А350 чувствуют себя менее виноватыми, чем те, кто расслабляется в частном самолете). Но в каком бы классе мы ни сидели и как бы ни беспокоились о надвигающейся экологической катастрофе, каждый из нас почти всегда найдет оправдание необходимости летать. Как и Эмма Томпсон, объяснившая, что ее работой невозможно заниматься без авиапутешествий.


Технический прогресс


Ведущие авиакомпании пытаются уменьшить влияние полетов на окружающую среду. Международная организация гражданской авиации ООН (ИКАО) внедряет план компенсации вреда, обязывающий перевозчиков отчитываться об уровне выбросов CO2, а Ассоциация авиационного транспорта (ИАТА), в которую входит ­около трехсот авиакомпаний по всему миру, обе­щает вдвое сократить выбросы к 2050 году. 

Современные типы самолетов осна­щаются более эффективными двигателями, более легкими корпусами из композитных материалов и обладают уменьшенным сопротивлением крыла. Например, инженеры Boeing 787 Dreamliner смогли на 20% сократить расход топлива, а значит, и количество вредных выбросов. Новейший Airbus A350, который называют самым экологичным лайнером в мире, потребляет керосина на 25% меньше, чем предшественники. Этот рекорд обещает побить Boeing 777Х: он будет расходовать еще меньше топлива благодаря складывающимся гребенчатым оконечностям крыла и двигателю GE9X. 

Но усовершенствования лайнеров явно недостаточно, чтобы достичь целей, поставленных международными организациями, и со временем авиапутешествия будут радикально отличаться от нынешних. Сразу в нескольких странах, например, разрабатывается электрический аппарат с вертикальным взлетом и посадкой – нечто среднее между вертолетом и летающим автомобилем. Авиакомпания KLM совместно с Дельфтским университетом недавно представила прототип нового экономичного самолета в форме буквы V, в котором пассажирский салон, грузовой отсек и топливные баки располагаются внутри крыла. Но для того чтобы этот самолет взлетел, инженерам придется переосмыслить существующие силовые установки.

Концепт самолета в форме буквы V недавно представила публике авиакомпания KLM

Масло вместо керосина


Проблема в том, что в мире летает еще очень много самолетов старого типа, и прежде чем экономичные модели полностью их заменят, пройдут десятилетия. Выход – искать ­альтернативу керосину. Топливо пробуют делать из растительного масла, городских отходов, ­сахара, побочных продуктов сельхоз­производства. Сжигание всего этого тоже создает выбросы, но в гораздо меньших объемах.

Биологическое горючее используется уже более десяти лет: в 2008 году самолеты Virgin Atlantic на рейсах между Лондоном и Амстердамом летали на смеси авиакеросина и топлива из кокосов и бразильских орехов бабассу. ANA и Singapore Airlines заправляли самолеты смесью подсолнечного и оливкового масел, а Qantas в прошлом году использовал 10-процентный бленд горючего из переработанной абиссинской горчицы на рейсе из Лос-Анджелеса в Мельбурн. Интерес к био­топливу проявляют Lufthansa, Norwegian, Finnair и другие перевозчики. В общей сложности за десять лет было выполнено примерно 180 тысяч коммерческих полетов с использованием альтернативного горючего.

Однако это лишь доля процента от ­общего количества перевозок. Распространение биотоплива сдерживают недостаточность инфраструктуры и высокие цены – производителей можно посчитать по пальцам: это американские World Energy, SG Preston, Gevo и LanzaTech, Neste в Финляндии и SkyNRG в Нидерландах. Они увеличивают свои мощности, но это обходится очень дорого, а гарантий увеличения спроса нет, поскольку био­топливо пока еще дороже керосина в три-четыре раза.

Со следующего года в Норвегии всё продаваемое авиатопливо должно по меньшей мере на 0,5% состоять из низкоуглеродных источников. О постепенном переходе на биогорючее заявили правительства Швеции, Испании, Франции и Нидерландов.

Однако альтернативное топливо требуется не только в авиаиндустрии, но и в энергетике, производстве пластмассы, при строительстве дорог, для наземного транспорта, причем в значительно больших объемах. Кроме того, общественные организации беспокоятся, что биотопливо начнет конкурировать с производством продуктов питания за воду и земельные участки, и компании будут захватывать сельхозугодья и расчищать леса. «Возможно, низкоуглеродных источников биоэнергии будет недостаточно, чтобы отказаться от керосина в авиации и гораздо позже 2050 года», – говорится в докладе Международного совета по экологически чистым перевозкам. По оценкам экспертов, биотопливо займет 10% от ­общего спроса авиации к 2030 году и около 20% – к 2040-му. Так что переход на альтернативное горючее может быть долгим. 

Сколько авиакеросина потребляют самолеты (кг/час)


Узкофюзеляжные  
Boeing 737-800   2480
Airbus A320-200 2500   
Airbus A320neo
2100   
Embraer E170  1530   
Sukhoi Superjet 100  1700   

Широкофюзеляжные
Boeing 747-400  10 300   
Boeing 777-300ER  7800
Boeing 787-9 Dreamliner  5400   
Airbus A330-300  5900   
Airbus A350-900  5800   
Airbus A380  12 000   

Электрификация неба


А как насчет самолета, который мог бы обойтись совсем без топлива? Всё чаще в прессе появляются рассказы о прорывах в области электрических двигателей, а количество компаний, работающих над созданием электросамолетов, приближается к двум сотням. Среди них немало стартапов, но эта сфера так или иначе интересна почти всем крупным авиапроизводителям. Rolls-Royce, Airbus и Siemens ­совместно разрабатывают E-Fan X – двухмегаваттный электрогибридный двигатель для коммерческой авиации, тестовые полеты с которым запланированы уже в следующем году. Агрегат будет питаться от бортового генератора, использующего реактивное топливо, и заменит один (а при успехе и два) из четырех газотурбинных двигателей. В то же время Rolls-Royce разрабатывает с британским производителем YASA самую энергоемкую батарею, когда-либо использовавшуюся в авиа­ции, Siemens работает над новыми аккумуляторами для моторов, а Airbus и SAS – над инфраструктурой для гибридных и электрических двигателей.

«Электрификация будет особенно важна для малой авиации. Хотя с технической точки зрения предстоит решить еще много проблем: от срока службы батарей и управления температурным режимом до сложностей с системной интеграцией», – говорит главный специалист по технологиям Rolls-Royce Пол Стайн. Но он верит, что новые технологии могут совершить революцию в перемещениях между городами уже к 2030 году, благодаря электрическим лайнерам с вертикальным взлетом и посадкой и гибридным самолетам для местных линий.

Одним из лидеров в создании первого электрического коммерческого лайнера стал лоукостер EasyJet. Вместе с американским стартапом Wright Electric авиакомпания работает над девятиместным самолетом на батареях, который собирается испытать в этом году, и уже подала патентную заявку на двигатель для использования в больших лайнерах. Глава EasyJet Йохан Лундгрен считает полностью электрические коммерческие рейсы «делом обозримого будущего» и ищет для них подходящие ближнемагистральные маршруты (такие, как Лондон – Амстердам). Другой стартап из США, Zunum Aero, совместно с Boeing планирует к 2022 году построить 12-местный гибридный самолет с дальностью полета до 700 миль. 

Эксперты предполагают, что раньше всего электрический и гибридный привод появится на малых самолетах небольшой дальности (до 1000 км, полеты длительностью в час-полтора). А пионером новых технологий станет, скорее всего, бизнес-авиация, ведь примерно половина всех разработок ориентирована именно на джеты. 
Лайнер с электрогибридным двигателем E-Fan X, разрабатываемым Rolls-Royce, Airbus и Siemens

Дело каждого


Экологическая ответственность – это не только про топливо. Авиакомпании стараются избавиться от перерасхода продуктов на рейсах, рассчитывают количество порций, излишки не выбрасывают, а отдают благотворительным организациям. Меняется и упаковка бортового питания: Qantas, Etihad, Delta Air Lines и другие перевозчики стараются снизить количество пластика или вовсе отказаться от него. 

Некоторые компании инвестируют в экологические проекты: например, в высадку деревьев. Другие предлагают пассажирам по желанию компенсировать выбросы CO2, заплатив при покупке билета несколько долларов или евро сверху или передав накопленные мили на благотворительность (например, на покупку билетов «Врачам без границ»). 

Недавнее исследование BBC показало, что лишь 1% пассажиров готов платить больше или жертвовать свои мили. Однако, как сказала Эмма Томпсон, «мы часто попадаем в ситуации, в которых нам приходится быть лицемерными. Но если мы совсем не будем задумываться об экологической ответственности, то подведем своих детей и внуков». 


ЦИФРЫ И ФАКТЫ


Более 2% выбросов CO2 приходится на долю гражданской авиации.

180 000 коммерческих рейсов совершено с использованием биотоплива за всё время.

1 млн фунтов стерлингов заплатит Хитроу производителю первого электрогибридного летательного аппарата, который начнет работать в аэропорту.

300 миль/час – предполагаемая скорость электросамолета, разрабатываемого Rolls-Royce.

Дешевые билеты онлайн
Взрослые
от 12 лет
Дети
2-12 лет
Младенцы
до 2 лет
Небольшой и очень удобный регион для автопутешествий на выходные
Новые модели самолетов, масло вместо керосина и электродвигатели – как авиакомпании пытаются сделать авиаперевозки более безопасными для окружающей среды
С 7 по 20 октября в Монако пройдет гастрономический фестиваль - Festival Gastronomique de Monaco
показать еще
Читайте в сентябре BUSINESS TRAVELLER №35
  • Деловой туризм в Абу-Даби: площадки, идеи и рекомендации
  • Тенденции: Гастрономические рейтинги как бизнес-инструмент
  • Диалоги: Елена Шубина об интуиции в издательском деле
  • Направления: Абу-Даби | Норвегия | Лигурия | Дрезден | Бал-Харбор
Оформить подписку