Премия

Веселые старты

Как только ты становишься местным в той стране, где еще недавно был туристом, сразу понимаешь, насколько странно, шаблонно и скучно работает туриндустрия – по крайней мере, русскоязычная. Ты видишь, как много всего по-настоящему интересного помимо группового тура по историческим местам могут предложить туристам, но почему-то не предлагают. А если и предлагают, то так, что побеждает все равно групповой тур. Экс-редактор московской «Афиши» Ольга Уткина рассказала, как она создала стартап LОCALEYES, благодаря которому культурная жизнь русскоязычных приезжих сразу же закипела

Год назад я переехала из Москвы в Тель-Авив и почти сразу поняла, что журналистом мне здесь не бывать (на иврите я знаю много слов, среди которых даже такие необязательные, как «морж», «штопор» или «пассатижи», но к написанию литературных текстов меня это не приближает). Тогда вместе с подругами мы решили попробовать сделать сайт про развлечения на русском языке. Звучит малообещающе, но когда ты и так зарабатываешь немного, хочется, чтобы было хотя бы весело. С развлечениями в Тель-Авиве вот какая история: сначала кажется, что здесь есть только пляжи, бары и гей-клубы. Потом становится понятно, что на самом деле здесь происходит немало разных событий, просто узнать об этом почти невозможно. Анонсы всех вечеринок, выставок, распродаж и открытий всегда есть в Фейсбуке, но знают о них только местные. Даже если все эти мероприятия найти и залить на иврите в гугл-транслейт, то понять, что это за музыка и чем этот художник хорош, очень трудно.
Мир, в котором ты легко можешь попасть в студию к местному дизайнеру украшений, поплясать на дне рождения рок-звезды, побывать на ужине у писателя и купить платье мечты на домашней распродаже – вот что на самом деле нужно веселому путешественнику А ведь местные жители к туристам тут относятся страшно дружелюбно, ни на одно открытие не нужно приглашений и соблюдения дресс-кода, куда угодно можно прийти хоть в пляжных шлепанцах, спокойно взять себе холодного пива и смело заводить светский разговор. Почти на любую вечеринку можно завалиться просто с улицы – так принято. Мой московский приятель решил устроить в Тель-Авиве день рождения – снял двухэтажный лофт, купил израильского вина, пригласил самых близких друзей. «Смотрю, а на моем балконе, который я арендовал, обжимаются какие-то незнакомые люди, а к фуршету мужик чужой лезет!» – возмущался он. Но это здесь совершенно нормально: увидел толпу, услышал музыку – заходи, не бойся. Например, в Zemack (местная галерея с дорогим коммерческим искусством, расположенная на площади с магазинами вроде Prada), открытие выставки выглядит так: все двери распахнуты, прямо на улице стоит стол с напитками, люди – разодетые и не очень, с детьми, велосипедами и собаками болтают на улице, ходят по залам, сидят рядом на ступенях. Вопрос: как, не читая на иврите и не ориентируясь в местном культурном ландшафте, узнать обо всех этих событиях? В общем, мы сделали группу в Фейсбуке и сайт, куда и стали заливать информацию о событиях. Поначалу казалось, что небольшие домашние истории никому особо не нужны: если в анонсах вдруг всплывал концерт Робби Уильямса или выставка с фотографиями из архива Эми Уайнхаус, то именно их и хотелось поставить на главную страницу, крупно и с большой фотографией. Конечно, туристу нужны события масштабные, которые и в Москве и Нью-Йорке прошли бы успешно. Но статистика сайта давала странные показатели: больше всего люди кликали на маленькие домашние вечеринки, гаражные распродажи и камерные открытия. В начале марта в Израиле был Пурим, это значит миллион событий и костюмированных вечеринок три дня подряд. Там были летающие акробаты, детский карнавал на ферме с барашками, море заезжих диджеев разной величины, несколько больших хороших концертов и парад зомби. Куда же отправились все наши читатели? На маленькую вечеринку «для друзей» в студии одного парня-дизайнера. Хозяин, обряженный в костюм Малефисенты, был в шоке, когда к нему вдруг стали толпой заваливаться русские. «Было так по-домашнему, так мило, мы сначала тушевались, но потом со всеми перезнакомились и пили до утра», – рассказывали потом те, кто все-таки нашел эту студию в страшноватой промзоне Южного Тель-Авива.
Каждую неделю мы пишем про три десятка мероприятий (конечно, их тут больше, но мы выбираем), и неизменно из всех крупных фестивалей, концертов и выставок люди выбирают маленькие домашние события. Веганский повар учит готовить хумус у себя на кухне; девчонки-фотографы устраивают распродажу платьев; маленький бар ставит пляжную музыку и приглашает пару парней, обучающих разрисовывать фломастерами доску для серфинга; молодой художник презентует друзьям свою первую выставку из пяти фотографий – все это интересует людей гораздо больше, чем условный Робби Уильямс, которого и в Москве навалом.
EatWith, один из самых успешных и разросшихся на весь мир израильских стартапов, целиком построен на интересе туриста к жизни местных жителей. Симпатичные люди, которые живут в красивой квартире и хорошо готовят, подают на сайт заявку, проходят проверку на адекватность и поварские навыки, и получают право хоть каждую неделю устраивать у себя дома званые ужины. Стоит такой ужин около $50 с человека, и от желающих отбоя нет. Последний ужин EatWith, на который попали мы с друзьями, проходил в большом арабском доме в самой глубине Яффо. Наши дети сразу же отправились играть с местными детьми в апельсиновом саду, нас же хозяйка в хиджабе усадила за стол и до смерти закормила невероятной арабской едой, которую даже в местных кафе не везде подают, с какими-то редкими специями и подливами. Она разделила стол на части для вегетарианцев и мясоедов, где стояло огромное блюдо с фрикадельками в тхине. Попутно выяснилось, что сама она – бывшая учительница музыки, а ее муж – декан детской гимназии: особый пласт яффских жителей, арабская интеллигенция.
Эту тенденцию ухватил испанский стартап Trip4Real: его владелица придумала связывать туристов с местными и устраивать разные локальные развлечения. Прогулка по барам, экскурсия по местам из фильмов Альмодовара, поход по открытиям выставок в пятницу вечером. Сейчас Trip4Real прошел второй раунд инвестиций и продолжает развиваться.
Конечно, большая часть путешественников предпочитает селиться в отелях, где есть уборщица и трехразовое питание. Но очень многие (даже с детьми) хотят снимать квартиру у местных, гулять с ними, ходить к ним в гости и смотреть, как они живут. Вот для таких туристов практически ничего нет: связи приходится заводить, оставляя записи в группах фейсбука или через дальних знакомых, за квартиры – переплачивать агентам. А ведь израильтяне, например, просто помешаны на саблетах: уезжая из страны хотя бы на пять дней, они спешат пересдать свою квартиру (часто по себестоимости), но об этом тоже можно узнать только из закрытых групп Фейсбука, а на Airbnb предлагается совсем другая цена.
Идеи локальных развлечений висят в воздухе, но подхватывать их почему-то никто не спешит: отели первой линии, типовые автобусные туры, поход в Старый город и на центральный рынок – зачем придумывать еще что-то, когда этого и так хватит на две недели стандартного отпуска. В итоге, единственной площадкой для поиска местных развлечений остается Фейсбук, хотя на его месте мог бы быть маленький, но быстро растущий стартап. Мир, в котором ты легко можешь попасть в студию к местному дизайнеру украшений, поплясать на дне рождения рок-звезды, побывать на ужине у писателя и купить платье мечты на домашней распродаже – вот что на самом деле нужно веселому путешественнику. Но это понимаешь только тогда, когда становишься местным в той стране, где еще недавно был туристом.
Дешевые билеты онлайн
Взрослые
от 12 лет
Дети
2-12 лет
Младенцы
до 2 лет
Стартовал четвертый фестиваль морских специалитетов «Держи Краба!», который проводит Паназиатский ресторан Zuma (Владивосток). С прошлого года фестиваль стал общероссийским и теперь попробовать краба по специальной цене можно от Москвы до Владивостока в 71 ресторане-участнике более чем в 20 городах России.
Небольшой и очень удобный регион для автопутешествий на выходные
Новые модели самолетов, масло вместо керосина и электродвигатели – как авиакомпании пытаются сделать авиаперевозки более безопасными для окружающей среды
показать еще
Читайте в сентябре BUSINESS TRAVELLER №35
  • Деловой туризм в Абу-Даби: площадки, идеи и рекомендации
  • Тенденции: Гастрономические рейтинги как бизнес-инструмент
  • Диалоги: Елена Шубина об интуиции в издательском деле
  • Направления: Абу-Даби | Норвегия | Лигурия | Дрезден | Бал-Харбор
Оформить подписку