Премия

В Белграде все спокойно

Столица Сербии безболезненно рассталась со своим бурным прошлым, чтобы развивать экономику и культуру, – рассказывает Пол Ревел

Нынешняя волна возрождения далеко не первая для столицы Сербии. За 6000-летнюю историю Белграда его разрушали и отстраивали заново более сорока раз – среди захватчиков и осаждавших были кельты, римляне, гунны, готы, османы, австро-венгры, нацисты и НАТО.
В архитектурном отношении большая часть богатой и трагичной истории Белграда обратилась в пыль – не считая несокрушимой крепости Калемагдан, фрагменты которой датируются VI веком. Роскошные фасады многих сохранивших зданий конца XIX – начала ХХ века в стилях ар-нуво и ар-деко пребывают в ужасном состоянии, но есть и недавно отреставрированные. В центре города можно наблюдать настоящую «солянку» из архитектурных направлений, от необарокко и сецессиона до собственно балканского стиля.
Брутальные советские кварталы, словно язвы, остаются до сих пор – так же, как и пробоины, оставленные ракетами НАТО в старом здании Министерства обороны Югославии. Однако в воздухе чувствуется и запах свежей краски: это запах строительства, инвестиций и прогресса.
С мэром Белграда Синишей Малим и его командой мы встретились в ратуше – элегантном бывшем королевском дворце XIX века. 42-летний Мали, окончивший Вашингтонский университет, выглядит необычайно свежо, хотя и обращает мое внимание на то, что он, вероятно, самый старый в команде. Его моложавость и энергичность вселяют в меня оптимизм: глядя на него, начинаешь верить, что с коррупцией и безалаберностью прошлых эпох покончено навсегда.
«Зарплаты у нас небольшие, как и должно быть в государственной структуре, но все сотрудники верят в нашу новую историю», – говорит он. – Вокруг так много энергии и креатива, и все мы хотим сделать этот город лучше».
Мали полон энтузиазма, но остается трезвым реалистом. Он говорит, что его цель – «заново обозначить позицию Белграда как экономического, политического и общественного центра региона», признавая при этом унаследованные от периода трудных экономических реформ «большие финансовые проблемы».
«Мы на пути к вступлению в Европейский союз, но пока еще мы не члены ЕС, – рассказывает Мали. – У нас есть торговые соглашения с Россией, Беларусью, Казахстаном, Турцией, ЕС и США. Поэтому сюда и слетаются инвесторы: здесь они могут работать на все эти рынки. С правительством, сформированным в прошлом году, у нас появились новые возможности, которые нельзя упускать».
Чтобы привлечь внутренние инвестиции предлагаются различные налоговые послабления, включая налоговые каникулы на период до 10 лет для некоторых крупных компаний. Среди международных корпораций, развивающих свой бизнес в Сербии, можно упомянуть Microsoft  и Fiat, расширяющий открытый в 2010 году завод.
Мали не боится говорить правду о трудностях города: «Знаете, у нас по сей день не хватает канализации в некоторых районах», – сокрушается он. Проект по ликвидации мусора стоимость в 250 млн евро, включающий технологии превращения отходов в энергию, стартует в этом году как государственно-частное партнерство.
Более привлекательно выглядит проект развития гавани Белграда, предусматривающий вложение 3,5 млрд евро в 1,8 млн кв. м ее площади. Строительство на берегах Савы включает в себя отель, жилой фонд и торговые площади. Многоступенчатая схема, осуществляемая совместно с Eagle Hills  из Абу-Даби, предполагает появление крупнейшего в регионе торгового центра, а также театры, рестораны, зоны озеленения, отель высотой 180 м и жилой дом с зимним садом на крыше. Другие большие проекты включают новую систему метро, кольцевую автодорогу и вторую магистраль в белградский аэропорт «Никола Тесла».
Мали также подчеркивает успех Air Serbia (ранее Jat Airways), 49% которой выкупила в 2013 году Etihad. Ее недавняя глобальная рекламная кампании с актрисой Николь Кидман на сцене блестящего отеля Emirates Palace в Абу-Даби была великолепна, но президент Etihad Джеймс Хоган предпочитает говорить о партнерской стратегии авиакомпании строго по-деловому.
Он рассказывает, что инвестиции в другие авиакомпании делаются для «расширения маршрутной сети и коллективного уменьшения расходов, позволяя этим авиаперевозчикам стать прибыльными», и приводит в пример впечатляющие обороты Air Serbia. Сербская авиакомпания показала чистую прибыль в 2,7 млн евро в 2014 году, убедительное увеличение по сравнению с убытками в 73 млн евро в 2013-м. Доход увеличился на 87% (до 262 млн евро), количество пассажиров на 68%, а вместимость – на 74%.
Президент Air Serbia Дане Кондич говорит: «Мы должны заменить флот, провести ребрендинг, переобучение персонала и привлечь инвестиции. Etihad задала планку для Air Serbia и предоставила нам доступ к своим обучающим структурам, позволив избежать удвоения затрат на инвестиции и тем самым снизить расходы». Он также обращает внимание на более рациональное использование авиапарка и возможность присоединиться к глобальной сети полетов Etihad.
Кондич говорит, что бизнес-маршруты стали «ключевыми» для расширения авиакомпании: «Рост инвестиций между региональными странами, особенно в бывшей Югославии – очень интересный тренд. Этот процесс помещает Белград и Сербию в центр региона, и деловые люди все чаще пользуются преимуществами нашей сильной региональной сети».
Наряду с головной инфраструктурой и корпоративными проектами изменения заметны и на низовом, уличном уровне. Район Савамала совсем недавно был мрачной промзоной, а ныне переживает ренессанс как креативный хаб.
В сердце этого движения – Mixer House, бывший склад, а теперь многофункциональный центр дизайна, выставок и просто встреч для горожан. Его основатель Иван Лалич говорит, что район раньше был «городом греха, известным своей грязью и проституцией». Три года назад художники начали все здесь менять, и сейчас тут появилось более полусотни местных инициатив, от галерей до ресторанов и дизайнерских объединений.
В программе Mixer во время моего посещения была театральная постановка по фильму «Догвилль» Ларса фон Триера, а также концерты в диапазоне от классики до рок-н-ролла. Ежегодный Белградский фестиваль танца привлекает международных исполнителей, здесь проходят ежегодные Недели моды и дизайна, а также фестивали еды, вина, искусства и музыки. Все это сопровождается открытием великолепных кафе и ресторанов.
Те, кто собирается заниматься в Сербии бизнесом, могут рассчитывать на хорошие цены на жилье: согласно данным специалистов компании STR Global, в прошлом году заселяемость составила 47,5% номерного фонда при средней цене за ночь в 90 евро. STR Global указывает, что в Белграде 33 отеля (около 4000 номеров).
Специалисты HRS по корпоративному букингу отмечают, что средние расценки в Белграде почти не изменились с 2012 года: от 74 до 79 евро за ночь в 2014 году. «Однако мы с интересом наблюдаем, как Белград становится все популярнее по мере роста его репутации в деловом мире», – говорит Джон Вест, управляющий директор HRS в Великобритании и Ирландии.
Он утверждает, что Белград находится в той же ценовой категории, что и Варшава, Будапешт и Прага. «В этом году город будет принимать несколько международных мероприятий, что еще больше поможет укрепить его статус», – рассказывает Джон Вест. – С планами крупных инвестиций со стороны ОАЭ для превращения Белграда в «балканский Дубай», при ожидаемых инвестициях в $3,6 млрд, это должно увеличить его значимость на международной арене».
Однако грандиозный проект гавани вызывает много споров – критики обращают внимание на отсутствие прозрачности в вопросах финансирования и сроков строительства. А многие инфраструктурные проекты города ожидают частных инвесторов, прежде чем даты окончания строительства могут быть намечены хотя бы приблизительно.
Все же трудные задачи не пугают мэра Мали и его молодую команду. «Наша главная проблема – недостаток финансирования: это не позволят нам обойтись своими силами, – подчеркивает он. – Мы должны искать партнеров для отдельных инвестиционных проектов, а для этого нужны стабильные общественные фонды. Наша задача – найти таких партнеров, с которыми мы сможем сделать город лучше».
Дешевые билеты онлайн
Взрослые
от 12 лет
Дети
2-12 лет
Младенцы
до 2 лет
Интервью с лидером группы «Моральный кодекс»
Воплощение расслабленной роскоши
показать еще
Читайте в июне BUSINESS TRAVELLER №34
  • Деловой туризм на Мальте: площадки, идеи и рекомендации
  • Тенденции: Как взять лодку в чартер и выбрать надежного брокера
  • Диалоги: Основатель парка «Никола-Ленивец» Николай Полисский
  • Направления: Валлетта | Александрия | Руан | озеро Комо |
Оформить подписку