Премия

Темный рыцарь

Звезда мирового современного искусства, японский художник, фотограф и архитектор Хироси Сугимото побывал в Москве на открытии своей выставки «Прошлое и настоящее в трех частях». Анна Семида попыталась разобраться, почему главным героем его многочисленных работ является свет, разрушающий тьму

Все пространство камерной выставки Хироси Сугимото погружено в полумрак, подобный тому, какой царил в традиционных японских жилищах в первой половине XX века, пока тотальная вестернизация не захлестнула страну.
«Почему здесь так темно?» – обращается к Сугимото-сан коллега с одного из телеканалов. «Темно? – с неподдельным удивлением переспрашивает мастер. – Современные люди требуют слишком много света, но здесь его достаточно, чтобы разглядеть детали. Ведь я специально работаю в определенной технике, создавая атмосферу кинозала».
Действительно, серия «Театры» показывает сумеречные интерьеры исторических кинозалов Америки, где главный источник света, выхватывающий многочисленные детали – от избыточных декоративных элементов в стиле ампир или итальянских палаццо до технического инвентаря, такого, как сиротливая пожарная лопата, прислоненная к стене, – идет от большого экрана, встроенного в фотографию.
«Я начал серию «Театры» в 1976 году, когда только переехал в Нью-Йорк. Тогда я решил, что хочу стать концептуальным художником, и мне осталось только выбрать орудие самовыражения. Так я взял в руки фотоаппарат. Серия «Театры» началась с идеи, которая пришла во сне: я увидел яркий экран, освещающий интерьер. Я отправился в кинотеатр с камерой, попробовал сделать несколько снимков с длительной выдержкой. Весь фильм, а это более одного миллиона кадров, в итоге «сжимался» в один слайд», – вспоминает Сугимото.
Обрабатывая пленку, он обнаружил, что вместо изображения получился почти магический белый цвет, сквозь который проступает внутренняя архитектура здания.
«Мои работы показывают интерьеры не глазами условного зрителя, а как бы глазами камеры. Находясь в кинотеатре, зритель видит не внутреннюю архитектуру, а лишь свет, идущий с экрана».
Сугимото рассказывает, что в 70-е годы у него не было особого выбора, и сквозь видоискатель своей камеры он пересмотрел огромное количество низкопробных картин. «Совершенно дрянных, которые, может быть, и не надо было смотреть вовсе. Однако я заметил, что свет в кино сильно отличается от жанра самой картины. Например, арт-хаусные фильмы самые темные, их совершенно невозможно перепутать с вестернами или комедиями», – говорит он.
Выставка продлится до 8 мая в Мультимедиа Арт Музее (Москва, ул. Остоженка, 16) Художник объездил весь мир в поиске нужных сюжетов. Для серии «Морские пейзажи» он побывал на побережьях Франции, Англии, Японии, Атлантики и Тихого океана. Не очень внимательному зрителю может показаться, что Сугимото изображает один и тот же пейзаж в разное время суток при разном освещении, но на поверку оказывается, что это совершенно разные места, которые складываются в отвлеченную картину, показывающую море как понятие.
«В своей работе я стараюсь дойти до ощущения древних людей, заставить зрителя посмотреть на мир глазами человека, который видит что-то впервые. Буквально, как первый человек на планете», – делится своим творческим методом Сугимото.
Серия «Диорамы», состоящая из мистических пейзажей, положила начало творческой карьере художника, хотя он и продолжает работу над ней по сей день.
 «Почему диорамы столь привлекательны для меня? Наверное, потому что они представляют нечто живое и мертвое одновременно, высвечивая грань, отделяющую жизнь от смерти», – объясняет Хироси Сугимото.
«Ваша выставка называется «Прошлое и настоящее в трех частях». Почему вы не говорите о будущем?» – звучит последний вопрос к мастеру.
«О будущем? – удивленно переспрашивает Сугимото и улыбается. – Будущего я пока не видел».
Дешевые билеты онлайн
Взрослые
от 12 лет
Дети
2-12 лет
Младенцы
до 2 лет
Стартовал четвертый фестиваль морских специалитетов «Держи Краба!», который проводит Паназиатский ресторан Zuma (Владивосток). С прошлого года фестиваль стал общероссийским и теперь попробовать краба по специальной цене можно от Москвы до Владивостока в 71 ресторане-участнике более чем в 20 городах России.
Небольшой и очень удобный регион для автопутешествий на выходные
Новые модели самолетов, масло вместо керосина и электродвигатели – как авиакомпании пытаются сделать авиаперевозки более безопасными для окружающей среды
показать еще
Читайте в сентябре BUSINESS TRAVELLER №35
  • Деловой туризм в Абу-Даби: площадки, идеи и рекомендации
  • Тенденции: Гастрономические рейтинги как бизнес-инструмент
  • Диалоги: Елена Шубина об интуиции в издательском деле
  • Направления: Абу-Даби | Норвегия | Лигурия | Дрезден | Бал-Харбор
Оформить подписку