Премия

Стамбул: новые ворота

В Стамбуле кипит самая настоящая стройка века – здесь возводят новый гигантский аэропорт, который станет самым большим в мире. 29 октября, когда в Турции отмечается День республики, состоялось его официальное открытие. Но стройка продолжается…

Маловата кольчужка

Новые воздушные ворота понадобились Стамбулу, потому что существующий аэропорт Ататюрка давно переполнен: авиакомпаниям не хватает взлетно-посадочных полос и самолетных стоянок, пассажирам – места в терминалах. А расширяться некуда: с трех сторон аэропорта – плотная городская застройка, с четвертой – Мраморное море.
Исчерпание возможностей Ататюрка стало камнем преткновения для амбициозных планов турецкого национального перевозчика. Turkish Airlines рассчитывает перехватить у авиакомпаний Персидского залива (прежде всего у Emirates и Qatar Airways) статус лидера в перевозках между Европой и Азией. Для этого нужен гигантский аэропорт, подобный тем, что уже есть у конкурентов в Дубае и Дохе.
Новому аэропорту ограничения не грозят еще долго: до городской черты – около 15 км. Он построен примерно в 30 км (около 40–45 км по автодорогам) к северо-западу от центра Стамбула, вблизи Черного моря. Это примерно вдвое дальше Ататюрка, если брать за точку назначения исторический центр, и в полтора раза дальше от делового центра. Но доехать до нового аэропорта днем можно будет быстрее: большая часть пути пройдет по автобанам.
К новому аэропорту проведут и метро – целых две линии. До центра Стамбула можно будет добраться за 25 минут, поезда будут ходить круглосуточно. Но не сразу: запуск первой линии планируется в 2020 году, так что пока придется рассчитывать на такси и автобусы. Последние, кстати, будут ходить по 18 экспресс-маршрутам, в том числе три – из азиатской части города. Время в пути составит от 40 до 90 минут, цена – 1,5–4,5 евро, обещаны розетки и Wi-Fi. Такси из центра доедет за 40-60 минут, если нет пробок, и обойдется в 12–20 евро. Второй и третий мосты через Босфор позволят уехать из аэропорта на машине в азиатскую Турцию без заезда в загруженный город.

Полетят все

Все перевозчики, которые сейчас летают в Ататюрк, переедут в новый аэропорт. Это Turkish Airlines, Onurair, AtlasGlobal, все российские авиакомпании, имеющие рейсы в Стамбул (частичное исключение – «Победа», летающая еще и в другой аэропорт, Сабиха Гёкчен), почти все прочие иностранные компании.
Изначально планировали все рейсы из Ататюрка перевести в новый аэропорт в один момент. Была даже назначена дата – 29 октября 2018 года. Это было бы эффектно: 28 октября все еще летают в Ататюрк, а 29-го – уже в новый аэропорт.
Но стройка – штука сложная, и срок перевода всех рейсов перенесли на 30–31 декабря. Не исключено, что это не последний сдвиг. Да и одномоментного перехода, похоже, тоже не получится – рейсы будут переводить постепенно. Уже сейчас из нового аэропорта ежедневно летает пять пробных рейсов Turkish Airlines – в Анталью, Анкару, Измир, Эрджан и Баку. Временный код нового аэропорта – ISL, его заменят на привычный IST после перевода всех рейсов.

Стройка не прощается с тобой

Но если вы думаете, что в следующем году после перевода всех рейсов из Ататюрка в новый аэропорт стройка закончится, вы ошибаетесь. Гигантский аэропорт будет строиться поэтапно.
Будущему крупнейшему в мире хабу требуется много ВПП, огромный перрон и большой терминал. На сегодня полос формально две, но, в отличие от Ататюрка, они не мешают друг другу и гораздо длиннее – около 4 км каждая. В реальности полос уже четыре: каждая из двух ВПП шириной 60 м снабжена 45-метровой полосой-дублером, которая обычно используется как рулежка, но может вступить в дело в случае проблем с основной полосой. Через год обещана третья основная полоса, в последующее десятилетие – еще три.
Терминал на 143 телетрапа, похожий с воздуха на букву Ж, растянутую на 1,5 кв. км, почти готов. Здесь помещается до 114 самолетов в зависимости от их размера. На последующих этапах возведут еще два похожих здания поменьше – второй терминал и сателлит.
Уже сданный терминал имеет пять гигантских посадочных пирсов, один из них отведен внутренним рейсам. В аэропорту предполагается более 500 стоек регистрации на 13 «островах», 228 кабин паспортного контроля, более 20 тысяч кресел для ожидающих пассажиров. Парковки аэропорта будут рассчитаны на 18 тысяч крытых и 22 тысячи открытых мест. Все этапы строительства планируется завершить к 2023 году – столетию Турецкой республики.
Президент Турции Реджеп Эрдоган открывает новый аэропорт Стамбула 29 октября 2018 г.

Богатый внутренний мир

Одна из основных фишек терминала – 800-метровая торговая галерея в международной зоне вылета, стилизованная под стамбульскую улицу. Под городскую архитектуру стилизован и сам терминал.
Полный список бизнес-залов станет ясен позже, однако их будет гораздо больше, чем в Ататюрке. Одна только Turkish Airlines намерена открыть пять залов, при этом разделив посетителей по категориям: пассажиры бизнес-класса попадут в одни залы, а владельцы «золотых» карт – в другие.
Как и в Ататюрке, в новом аэропорту будет отель прямо внутри терминала. Его разделят на две части: в публичной зоне – 277 компактных номеров, именуемых «кабинами» (это нечто среднее между обычной комнатой и капсулой), и еще 174 таких же номера – в зоне вылета после паспортного контроля. В отеле будут доступны почасовые бронирования. Открытие гостиницы под брендом Yotel запланировано на начало 2019 года.
В аэропорту будет также много технологических новинок: биометрический контроль, автоматические турникеты на выходах на посадку, продвинутая багажная система и т.д. В зале прилета будет доступна почасовая аренда офисных мест.


Новый аэропорт Стамбула в цифрах


7650 га – площадь; это рекорд в Европе.
Более 150 млн человек в год – пропускная способность
600 эскалаторов
500 стоек регистрации
150 авиакомпаний, которые летают по 350 направлениям
40 тысяч машиномест – вместимость парковки

Подводные камни

Площадь нового терминала огромна: от входа в здание до ближайшего выхода на посадку – более полукилометра, а до самого дальнего – почти полтора. Причем это по идеальной траектории, не считая весьма вероятных крюков к стойкам регистрации, киоскам, магазинам и кафе. Поэтому стоит прибывать в новый аэропорт заранее, а транзитным пассажирам нужно быть в хорошей форме или закладывать на пересадку время с запасом. В Стамбуле между гейтами в противоположных концах терминала около 2 км. Разумеется, процесс немного упрощается множеством траволаторов – но и только.
Площадь нового терминала огромна: от входа в здание до ближайшего выхода на посадку – более полукилометра, а до самого дальнего – почти полтора Некоторые пассажиры могут попасть в тупик, разгадывая шараду нумерации гейтов. Из-за того, что к большинству блоков из двух телетрапов можно поставить как один большой, так и два меньших самолета, соседние выходы нумеруются, например, так: F5А и F5B. С автобусными гейтами еще хуже – G1A, G1B, G1C, G1F... и т.д. В итоге в аэропорту можно встретить много похожих названий: например, выходы А11В и В11А находятся в совсем разных местах. Словом, будьте внимательны и приезжайте заранее.

Что будет с Ататюрком?

Старый аэропорт полностью не закроют в ближайшие годы, хотя обычных пассажирских рейсов там не будет. Останутся только деловая и служебная авиация, а в ближайший год – еще и грузовая. Как будет использоваться аэропорт после 2023 года, когда новый аэропорт выйдет на полную мощность, пока не решили. Среди дальнейших вариантов использования – проведение авиашоу и автосалонов, создание авиационного университета и городского парка.

Текст: Юрий Плохотниченко
Дешевые билеты онлайн
Взрослые
от 12 лет
Дети
2-12 лет
Младенцы
до 2 лет
Интервью с лидером группы «Моральный кодекс»
Воплощение расслабленной роскоши
показать еще
Читайте в июне BUSINESS TRAVELLER №34
  • Деловой туризм на Мальте: площадки, идеи и рекомендации
  • Тенденции: Как взять лодку в чартер и выбрать надежного брокера
  • Диалоги: Основатель парка «Никола-Ленивец» Николай Полисский
  • Направления: Валлетта | Александрия | Руан | озеро Комо |
Оформить подписку