Премия

Путешествие по побережью Балтики – от Гданьска до Сопота

Реклама

Покончив с делами в Варшаве, Эндрю Имз сел в скоростной поезд и отправился в небольшое путешествие по старомодному побережью Балтики – от Гданьска до Сопота

Если честно, Варшава – место не особо привлекательное. Польская столица, изуродованная историей и слишком поспешно перестроенная, не вызывает желания оставаться здесь дольше, чем того требуют командировочные дела.  
К счастью, есть альтернативы, и очень хорошие. Благодаря новой скоростной железной дороге (поезд «Пендолино»  развивает скорость 200 км/ч),  вы можете за пару часов и вполне разумные деньги добраться до Кракова, Вроцлава или Гданьска. 350-километровая поездка в Гданьск стоила мне столько же, сколько и 27 км на Heathrow Express (1575 рублей  вторым классом) – и это с бесплатным напитком и Wi-Fi.
Я выбрал Гданьск отчасти потому, что читал крайне интригующие отзывы о его необычайной красоте. Хотя у большинства туристов он ассоциируется с судоверфями и бастующими рабочими из профсоюза «Солидарность», политическая активность которых разрушила изнутри  коммунистический режим в Польше. Кроме того, мне хотелось сбежать к морю после бесчеловечной Варшавы, зашитой в сталь и бетон. Я слышал, что по соседству с Гданьском находится шикарный пляжный анклав Сопот, куда ездила отдыхать верхушка коммунистической партии.

Довольно пустынный центральный вокзал Варшавы, один из последних больших жестов политбюро, представляет собой модернистский бетонный монолит, построенный в 1975 году, чтобы произвести впечатление на генерального секретаря  Леонида Брежнева. Платформы напоминают подземную парковку, так что прибывший к перрону «Пендолино» порадовал сам по себе – новый, яркий и удобный.
Я мало знаю о польской глубинке, и почти всю дорогу с интересом смотрел на пролетающие за окном виды. В основном это были бескрайние поля, но затем равнина перешла в волнообразные холмы с озерами и садами, оплетающими реку Вислу. Незадолго до прибытия мы проехали мимо гигантской крепости у реки – замка Мариенбург, оплота тевтонских рыцарей XV столетия. Первый звоночек о том, что ждало меня впереди.  
В отличие от варшавского вокзала, гданьский выглядит именно так, как и должны выглядеть ворота города – величественный портал, приглашающий к путешествию. Войдя в город, я был удивлен: центр Гданьска похож, скорее, на Дельфт – сколок голландской ренессансной архитектуры, волшебным образом перенесенный на балтийский берег.
Сердце города – это остроконечные крыши, паутина улочек в пастельных тонах, готические башни из красного кирпича заслоняют горизонт. На уровне улицы – горгульи, барельефы, изысканная лепнина, витражи и арки, ведущие в пешеходные проходы и набережные. Здесь все улыбаются (что особенно радует после насупленной Варшавы), а на улицах много музыкантов, и это не удивительно, ведь в Гданьске превосходная консерватория.
Город чувствует себя отличным от остальной Польши, на что есть простое объяснение. История Гданьска запутана, но по сути своей это был торговый ганзейский город, построенный по образцу немецкого Любека и заселенный, кроме прочих, голландцами, немцами и англичанами. На протяжении большей части своей истории он имел самоуправление и был независим, как Венеция. Немцы называли его Данцигом, и тут говорили на немецком вплоть до Второй мировой, когда Гитлер использовал это как повод для вторжения в Польшу.

Я заказал номер в Radisson Blu на Длуги Тарге, иначе на Длинном Рынке. Главная четырехугольная площадь окружена ресторанами и бутиками, торгующими полированным балтийским янтарем на любой вкус и кошелек. Здесь, за барочным голландским фасадом, скрывается современный интерьер Radisson, в котором собираются для встреч скандинавы, немцы и британцы.
По словам генерального менеджера Майкла Сэйлинга, главными темами для обсуждения обычно бывают судостроение и аутсорсинг – последнее за счет того, что в регионе процветает оказание иностранным корпорациям услуг в области бухучета и системного менеджмента по приемлемым ценам. Очевидно, легкий экономический бум начался в 2012 году в «Троице городов» (Гданьск, Сопот и прилежащая Гдыня), как их называют поляки: отчасти по причине приятного впечатления, которое они произвели на иностранных болельщиков во время Чемпионата Европы по футболу (хозяевами были совместно Польша и Украина).
Здесь давно напрашивались перемены к лучшему. Гданьск был почти полностью разрушен в конце Второй мировой войны, и его пришлось тяжело и тщательно восстанавливать. Процесс продолжается до сих пор, и прямо напротив отеля, за рекой видны руины огромных кирпичных зернохранилищ, напоминающих о торговом прошлом города.
Когда-то здесь был ганзейский порт, но теперь все посвящено отдыху – речные прогулки вокруг нового порта или в Хель, популярный пляжный курорт, расположенный в двух часах по воде через залив. Увы, у меня не хватило времени добраться до Хеля, но зато я насладился прогулкой по набережной и сочным буйабесом в ресторане Targ Rybny Fishmarkt (6C Targ Rybny Ulica, tel +48 583 209 011, targrybny.pl). А еще выпил отменного свежего пива в маленькой пивоварне Brovarnia Gdansk на другом берегу реки (brovarnia.pl).
Ближе к докам, отмеченным старыми строительными кранами, застывшими в воздухе, обнаружились два ключевых места, связанных с Лехом Валенсой, одним из основателей движения «Солидарность», бывшим президентом Польши и лауреатом Нобелевской премии мира. Первое – бывшее рабочее место Валенсы в скромном шатком сарае, а второе  –  его новый офис внутри громадного, недавно отстроенного Центра «Солидарности», окрашенного в ржавый цвет. В прошлом году здесь открылась большая выставка, рассказывающая о зарождении «Солидарности», подъеме движения, преследованиях, которым оно подвергалось, и его огромному значению для новой Польши (1 Plac Solidarnosci; вход – 240 рублей; ecs.gda.pl).
После дня, проведенного в Гданьске, я отправился в Сопот (электрички ходят каждые несколько минут) и оказался среди элегантных вилл начала прошлого века на длинной, усеянной бутиками улице, ведущей к самому протяженному в Европе деревянному пирсу. Туристы приезжают сюда гулять и любоваться откормленными лебедями, медленно проплывающими по не очень соленой балтийской воде. Сопот имеет репутацию города летних вечеринок, но мне он показался очаровательно старомодным.
Знаменитости, как правило, останавливаются в 90-летнем Гранд-отеле (переоборудованном Софителем) – на стенах фотографии Владимира Путина, генерала де Голля, Принса и Шакиры. Ресторан гостиницы с выходящими на пляж большими окнами напоминает океанский лайнер, стоящий на приколе.
Однако я решил пообедать в недавно открывшемся заведении, которое отражает новую жизнь региона. Арт-кафе Zatoka Sztuki (14 Al F Mamuszki; tel +48 785 881 390; mcka.pl) расположено в превосходном месте позади пляжа и полно модников в темных очках. Меню, правда, было вполне традиционным: борщ с почти фруктовым вкусом и пельмени (которые поляки упорно называют «пирогами») с мясом и овощами всего по 260 рублей за тарелку – неплохая цена для пляжного заведения.
На следующий день я уехал из Гданьска – самолетом, а не поездом. В аэропорту оказалось приятно тихо и немноголюдно, и это был идеальный финал для приятного и насыщенного историей уикенда.
Фото: shutterstock

Дешевые билеты онлайн
Взрослые
от 12 лет
Дети
2-12 лет
Младенцы
до 2 лет
Небольшой и очень удобный регион для автопутешествий на выходные
Новые модели самолетов, масло вместо керосина и электродвигатели – как авиакомпании пытаются сделать авиаперевозки более безопасными для окружающей среды
С 7 по 20 октября в Монако пройдет гастрономический фестиваль - Festival Gastronomique de Monaco
показать еще
Читайте в сентябре BUSINESS TRAVELLER №35
  • Деловой туризм в Абу-Даби: площадки, идеи и рекомендации
  • Тенденции: Гастрономические рейтинги как бизнес-инструмент
  • Диалоги: Елена Шубина об интуиции в издательском деле
  • Направления: Абу-Даби | Норвегия | Лигурия | Дрезден | Бал-Харбор
Оформить подписку