MICE в Монако Премия

Первый и главный

Шереметьево считался главным международным воздушным портом страны и во времена СССР, и позднее в России. В 2005 году статус лидера был перехвачен аэропортом Домодедово, который смог предложить лучшие условия работы некоторым иностранным авиакомпаниям, заодно направив через свой терминал основной «курортный» пассажиропоток страны. На то, чтобы вернуть почетный статус лидера, северным воздушным воротам Москвы понадобилось десять лет, – рассказывает Олег Иванов

По данным пресс-службы Росавиации, в 2015 году аэропорт Шереметьево обслужил 31,3 млн пассажиров, обогнав «Домодедово» на 800 тысяч пассажиров. Этому, очевидно, способствовало несколько факторов. Во-первых, остановка деятельности «Трансаэро» и снижение объема перевозок у ряда региональных и чартерных авиакомпаний. Это перенаправило многих пассажиров на рейсы «Аэрофлота», чей дом – как раз в Шереметьево. Во-вторых, сказалось ограничение полетов в Египет и Турцию, сворачивание региональных чартерных программ и вместе с тем рост традиционных «шереметьевских» направлений, в том числе внутренних, а также открытие новых пересадок и рейсов. Кроме того, Шереметьево стал главным хабом для транзитного потока пассажиров между Китаем и Европой. Сегодня в аэропорт летают целых пять авиакомпаний из Поднебесной, и это не считая регулярных рейсов «Аэрофлота» в Пекин, Шанхай и Гуанчжоу.

Как устроен аэропорт

Как бы то ни было, аэропорт оказался готов к увеличению объемов перевозок. Сейчас здесь работает пять основных пассажирских терминалов. Самый крупный из них – открытый в 2009 году терминал D. Современное здание, получившее несколько архитектурных наград, приняло основной поток пассажиров авиакомпаний международных альянсов SkyTeam и Oneworld, среди которых «Аэрофлот», Delta Air Lines, Alitalia, Korean Air, Finnair, China Southern Airlines и другие. Хотя терминал иногда и критикуют за странную и нелогичную организацию перемещения внутри здания, этот новый аэровокзальный комплекс установил еще более высокую планку в своей отрасли в России.
Открытый годом позже терминал Е сейчас уже заработал в полную силу. Этот терминал, пристроенный к находящемуся рядом терминалу F, помимо «Аэрофлота» обслуживает такие иностранные авиакомпании как KLM, LOT, Air Astana, Air Baltic, Air France, Ellinair, Hainan Airlines и другие. Ну а терминал F – «старый знакомый», построенный в далеком 1980 году к московской Олимпиаде. Многие по привычке так и продолжают называть его Шереметьево-2. Хоть он и серьезно обновился в ходе модернизации несколько лет назад, но все же уступил часть пассажиров своим более молодым соседям. Тем не менее, его не стоит списывать со счетов: один этот терминал обладает пропускной способностью до 6 млн пассажиров в год.
Шереметьево – крупнейший российский аэропорт по объемам грузовых перевозок и площади аэровокзального комплекса Эти три терминала (D-E-F) соединены общими переходами-галереями, которые позволяют перемещаться между зданиями, не выходя на улицу. Пешеходные галереи, оборудованные траволаторами, постоянно принимают различные художественные вернисажи и фотовыставки. Ну а тех, кто очень торопится на пересадку, за небольшую плату может подвезти вместе с багажом специальный электрический шаттл: на нем все три терминала можно проехать за считанные минуты.
Также к этому комплексу зданий примыкает и терминал «Аэроэкспресса» (его поезда довозят пассажиров до центра города всего за 35 минут), и четырехзвездочная гостиница Radisson Blu, предлагающая панорамные виды на территорию аэропорта. Впрочем, посмотреть на летное поле с высоты пятого этажа может каждый: музей Шереметьево, расположенный в терминале F, открыт ежедневно (кроме выходных) для всех желающих.

По ту сторону летного поля

Если объехать территорию аэропорта вокруг, можно оказаться в пассажирском терминале С, который в основном обслуживает чартерных пассажиров авиакомпании «Северный ветер». Сегодня он работает вполсилы: из-за расположения терминала пассажирам сложнее сюда добраться.
Исторически так сложилось, что терминалы Шереметьево-1 и Шереметьево-2 развивались независимо друг от друга по разные стороны летного поля. Переход «Аэрофлота» и компаний альянса SkyTeam в новый терминал D значительно сконцентрировал нагрузку в этой зоне, но резерв расширения тут уже почти исчерпан. Другая сторона аэропорта, называемая Северным терминальным комплексом, в ответ на это начала активно перерождаться и развиваться. В Шереметьево выполняют полеты авиакомпании, входящие в крупнейшие глобальные альянсы Star Alliance, Oneworld и SkyTeam, для которого Шереметьево является базовым аэропортом в Москве В прошлом году был демонтирован устаревший морально и технически терминал B, который когда-то назывался Шереметьево-1. К сожалению, из-за сильного износа конструкции, пришлось разобрать и знаменитую шереметьевскую «рюмку» — посадочный стеклянный сателлит запоминающейся круглой формы, ставший когда-то символом новой советской архитектуры. В течение многих лет «рюмка» была визитной карточкой аэропорта. Сейчас на этом месте начато возведение зданий нового терминала площадью 107 тыс. кв. м, который также будет носить латинскую литеру «В». Он будет рассчитан на обслуживание 15 млн пассажиров в год. По планам, сюда будет проведена отдельная ветка «Аэроэкспресса».

Дорога в будущее

К западу от нынешней территории Шереметьево начато грандиозное строительство: здесь уже заложен фундамент нового комплекса сооружений аэропорта. Он вырастет вокруг третьей взлетно-посадочной полосы. Сейчас в Шереметьево две параллельных полосы, но из-за близкого взаиморасположения они не могут работать одновременно: по сути, они просто дублируют друг друга. Третья полоса, пусть и расположенная поодаль, позволит увеличить количество взлетно-посадочных операций в аэропорту почти вдвое. Строительство третьей полосы, как и нового терминала В с подземным тоннелем, приурочено к проведению чемпионата мира по футболу в России в 2018 году.
Кроме того, аэропорт принял мастер-план перспективного развития до 2030 года, в соответствии с которым пропускная способность Шереметьево должна увеличиться до 64 млн человек в год, а доля транзитных пассажиров – вырасти до 25% от общего числа, превратив аэропорт в крупный европейский хаб. Для увеличения транзитного потока начато строительство первых в России межтерминальных тоннелей под действующими взлетно-посадочными полосами. Проекты развития позволят Шереметьево объединить северную и южную части аэропорта и создать единый высокотехнологичный аэровокзальный комплекс под «одной крышей» площадью 500 тыс. кв. м.
Несколько лет назад аэропорт столкнулся с неожиданной проблемой: из-за внезапно начавшегося ремонта моста на Ленинградском шоссе москвичи оказались фактически отрезаны от Шереметьево. Были приняты срочные меры на самом высоком уровне, сегодня Шереметьево – лидер среди московских аэропортов с точки зрения транспортной доступности.

Добро пожаловать в аэропорт

Попасть в Шереметьево можно множеством способов. Самый надежный и быстрый способ – это поезд «Аэроэкспресс», который довозит до центра города всего за 35 минут. Но если вы прилетаете среди ночи, придется воспользоваться другим транспортом: ночью у экспрессов перерыв. Для тех, кто едет на машине или такси, есть выбор между Ленинградским шоссе (с которого к разным сторонам аэропорта можно съехать по Международному или Шереметьевскому шоссе), новой скоростной платной трассой М11 и Дмитровским шоссе. Приезжая по Дмитровке, теперь не приходится ждать на железнодорожном переезде – построена новая эстакада. Для автомобилистов – настоящее раздолье: вокруг аэропорта расположено огромное количество конкурирующих автомобильных парковок, наперебой предлагающих привлекательные тарифы и трансферы от машины прямо к входу. Большинству из них можно доверять, особенно тем, которые отмечены на официальном сайте аэропорта – svo.aero.
Есть и экономный вариант: доехать до аэропорта можно на обычном городском автобусе от станций метро Планерная или Речной вокзал всего за 50 рублей. А ночью в аэропорт можно приехать на весьма романтичном ночном маршруте Н1, который каждые 30 минут начинает свой путь с юго-запада столицы. Проходя вдоль спящих проспектов и набережных, мимо Кремля и центральных площадей города, в конце маршрута он заезжает во все терминалы Шереметьево.
С недавнего времени в аэропорт можно прилететь и… на вертолете. С развитием частной и деловой авиации появился спрос даже на такую экзотическую услугу. Рядом с терминалом А открылась специальная вертолетная площадка. Причем, чтобы попасть в аэропорт столь необычным способом, не обязательно быть пассажиром бизнес-джета: от вертолета вас могут доставить в любой терминал прямо по территории аэродрома.

Перемены неизбежны
Сегодня многих беспокоит вопрос консолидации активов и смены собственников в аэропорту: доля государства в объединенном холдинге снижается более чем вдвое: до 31,5% против нынешних 83%.  Некоторые эксперты озабочены тенденциями монополизации отрасли. Их пессимистичные прогнозы говорят о возможном снижении на этом фоне качества услуг и повышении цен на авиабилеты и услуги аэропорта. Не хочется разделять алармистские взгляды: более оптимистичные аналитики считают, что приток частных неземных инвестиций размером $825 млн позволит аэропорту реализовать крупные инфраструктурные проекты и, возможно, вдохнуть в жизнь некоторые отложенные в долгий ящик идеи. В свою очередь избыточные мощности аэропортов Московского авиационного узла приведут к росту конкуренции между ними и усилят их борьбу за привлечение новых перевозчиков и открытие новых направлений.
Быстрое и качественное обслуживание пассажиров всегда было приоритетом в Шереметьево. К сожалению, аэропорт часто не может повлиять на работу отдельных служб (таких, как пограничная или таможенная), но старается максимально качественно делать то, что находится в зоне ответственности его сотрудников. Стоит лишь представить: в сутки выполняется более 740 взлетов и посадок (то есть, в среднем, раз в 2 минуты), а самый последний чемодан должен быть выдан пассажиру не позже чем через 20-25 минут после остановки самолета у терминала. Обеспечить такую работу может лишь идеально отлаженный механизм.
Сегодня Шереметьево признан лучшим в Европе по качеству обслуживания (в 2012, 2013 и 2015 годах) по версии престижного рейтинга ASQ (Airport Service Quality) Международного совета аэропортов (Airports Council International). В рейтинге британского отраслевого агентства OAG Шереметьево по итогам 2015 года занял в своей категории второе место в мире по пунктуальности полетов.

Терминал А
На долю столицы приходится около 70% трафика российской деловой авиации. В каждом из московских аэропортов существуют специализированные структуры FBO (Fixed Base Operator), которые занимаются VIP-клиентами, обслуживанием воздушных судов и экипажей деловой авиации.
Терминал А в Шереметьево был построен в северо-восточной части аэродрома в 2012 году компанией «А-Групп». Здание и территория учитывают требования самых высоких мировых стандартов отрасли.

На первом этажа терминала А расположены залы прилета и вылета, стойки регистрации, пункты таможенного, пограничного и паспортного контроля и магазин Duty Free. Пассажиры, ожидающие рейс, могут провести время в кафе с видом на взлетную полосу. Также есть просторные переговорные комнаты для деловых и протокольных встреч. Что немаловажно, пассажир терминала А может совершить вылет или прибыть в Шереметьево в обстановке полной конфиденциальности.

Рядом с терминалом А организована вертолетная площадка, которая работает круглосуточно и пригодна для взлета, посадки и обслуживания всех типов вертолетов с максимальной взлетной массой до 13 тонн.

FBO – это не только терминал, но и полноценная инфраструктура, включающая в себя все необходимое для осуществления полетов деловой авиации. На базе этой инфраструктуры компания оказывает полный комплекс услуг по наземному обслуживанию самолетов любого класса, вплоть до Boeing 747 в VIP-конфигурации.

Ангары и стоянки компании «А-Групп» в Шереметьево позволяют разместить одновременно до 35 бизнес-джетов, а после введения в эксплуатацию нового ангара и перрона в 2017 году, число мест хранения возрастет до 60.

Основные приоритеты обслуживания в терминале А – высочайший уровень сервиса, конфиденциальность, безопасность и профессиональный индивидуальный подход.
Шереметьево в цифрах:
— Первый в России по пассажиропотоку: 31,3 млн в 2015 году 
— Две параллельных ВПП, третья – в стадии строительства
— Пять действующих пассажирских терминалов
— Более 90% рейсов – регулярные — 56% рейсов – международные и 44% – внутренние
— В 2015 году в аэропорт пришли 9 новых авиакомпаний
— Всего в аэропорту работают 44 авиакомпании
— В среднем выполняется 746 взлетно-посадочных операций в сутки 
— 380 тысяч кв. м – общая площадь пассажирских терминалов 
Дешевые билеты онлайн
Взрослые
от 12 лет
Дети
2-12 лет
Младенцы
до 2 лет
Журналистка Ника Ганич выпустила гастрономический путеводитель по Латвии
Relax. If you can… («Расслабься, если сможешь…»)
Отказ от промышленного разведения животных: миф или реальность ближайших лет?
показать еще
Читайте в марте BUSINESS TRAVELLER №37
  • Аэропорты: Курс на снижение углеродных выбросов (цифры и факты)
  • Бизнес: Подкасты как площадка для рекламы и продвижения брендов
  • Диалоги: Александр Аузан об экономических вызовах деглобализации
  • Направления: Гонконг | Доломитовые Альпы | Эстония | Перу | Черногория
Оформить подписку