Премия

О продукте, предсказывающем намерение сотрудника уволиться

Основатель компании ABBYY Давид Ян говорит, что всю жизнь его интересовали технологии, помогающие людям лучше понять друг друга. Эту задачу решали все его проекты – электронный словарь Lingvo, карманный компьютер для подростков Cybiko и даже рестораны и флешмобы. Сейчас Ян развивает компанию Yva, которая с помощью искусственного интеллекта может предсказывать намерение сотрудника уволиться

«Организации готовы платить за кадровую аналитику»


Как родилась Yva?
В ABBYY мы всегда занимались созданием модулей искусственного интеллекта, которые позволяли превращать бизнес-документы в полезные знания. Четыре года назад я подумал: а что, если попытаться применить те же технологии не к бизнес-документам, а к бизнес-коммуникациям? То есть к электронной переписке и записям в информационных системах?
Началось всё с создания умной поисковой системы Findo, решающей проблему «ты знаешь, что у тебя есть файл, но не можешь его найти». Мы ее сделали, набрали более 160 тысяч пользователей, преодолели показатель в миллиард проиндексированных документов. Но в процессе реализации обнаружили еще одну проблему, связанную с тем, что руководители корпораций не вполне понимают, что происходит с их сотрудниками: нет объективной информации. Говоря научным языком, эта проблема называется «кадровая аналитика». Она еще более насущная, и за ее решение организации готовы платить. Как только вышла Yva 1.0, были подписаны первые контракты и появились платящие пользователи.
Как искусственный интеллект может помочь руководителю понять, что происходит с подчиненными?
Проблем огромное количество. Одна из них – увольнение ключевых сотрудников. Ты общаешься, видишь человека в офисе и не подозреваешь, что пять недель назад он принял решение об уходе. Мы подсчитали, что система ранней детекции выгорания экономит компании с тысячей сотрудников до $2 млн в год. Конечно, мы говорим о ключевых сотрудниках, уход которых крайне болезнен и, по мнению Deloitte (Международная консалтинговая компания. – Прим. ред.), может обойтись в два годовых оклада и больше. Дело в том, что в половине случаев, если заметить выгорание за полгода или год, сотрудника можно удержать. Кстати, не все проблемы связаны с финансовой мотивацией. Одна из главных причин желания уволиться – неправильный руководитель. Вторая – неправильный текущий проект, третья – оценка сотрудника. А система не только обнаруживает, что сотрудник находится на ранней стадии увольнительного тренда, но и может предсказать, по какой причине это происходит.

На основании содержимого переписки?
Нет. С одной стороны, мы понимаем, что всё, написанное на рабочем месте, принадлежит работодателю. Но с точки зрения этики надо быть аккуратным. Yva принципиально не анализирует никаких личных мессенджеров и не рассматривает обновления в LinkedIn или публикации в Facebook. Она занимается исключительно счастьем сотрудников и повышением их эффективности. Например, проводит одноминутные еженедельные опросы, точно зная, кого и о чем спрашивать, а также анализирует так называемый цифровой след, то есть корпоративную почту и мессенджеры типа Slack. В тот момент, когда человек начинает выгорать, у него меняется коммуникационный паттерн. Письма начинаются чуть позже утром, чуть раньше вечером заканчиваются. Изменяются длина письма, сантименты, тональность, скорость ответа на запросы коллег. Эти перемены неуловимы человеческим глазом, но нейронная сеть может быть обучена их обнаруживать, анализируя поведение людей, которые уволились раньше, и на основании этой информации предоставлять высокоточное предсказание увольнений.
Значит, кадровая аналитика – это перспективно. А где еще в поле социокоммуникативных технологий вы видите незанятые ниши?
Общий ответ – искусственный интеллект как новое электричество входит во все сферы нашей жизни. Человеческие потребности имеют фундаментальный характер. Но способ их удовлетворения может измениться. Мы видим это сейчас и на примере самоуправляемых автомобилей, и на примере содержания сельскохозяйственных угодий, когда искусственный интеллект анализирует снимки с низкоорбитальных спутников или дронов, а потом другие самоуправляемые устройства идут туда и поливают или удобряют эти участки. Вплоть до творческих процессов. Совсем недавно картина, созданная с помощью искусственного интеллекта, была продана за $432 500.

Сможет ли искусственный интеллект руководить компанией Yva?
Это не праздный вопрос. Поскольку компания становится цифровой, в определенный момент при достаточно однородной деятельности я допускаю, что у меня может появиться мощный ассистент, вобравший в себя лучшие практики руководителей организаций моего размера и моей индустрии в других частях мира. Если для обучения достаточно данных, ничто этому не мешает. Компания совсем без сотрудников – дальнее фантастическое будущее. А появление ценных электронных помощников возможно уже лет через пять.

«Cybiko вибрировал, если девушка твоей мечты оказывалась в 150 метрах от тебя»


Один из ваших предыдущих проектов, тоже основанных на искусственном интеллекте, – приложение HiClub. В чем была его идея?
Это был «Тиндер» наоборот: если в «Тиндере» ты должен сам куда-то свайпать, то в HiClub ты подписывался и ждал, пока центр искусственного интеллекта соединит тебя с участником клуба анонимным голосовым звонком. Самому сделать ничего было нельзя. Искусственный интеллект сам принимал решение, когда и с кем ты будешь говорить. А когда он соединял тебя, то мотал себе на ус, о чем вы говорите. Так он узнавал о тебе всё больше – что ты любишь, какие у тебя собаки, какие у тебя хобби. А в следующий раз соединял с потенциально интересными людьми. Эта идея была шире, чем знакомство: мы думали, что система могла бы сводить собеседников по разным профессиональным вопросам…
Я сам был участником того комьюнити, но никогда не рассказывал об этом тем, кто звонил. Однажды система соединила меня с девушкой из Майами, которая оказалась слепой. Она сказала: «Удивительно, что появилась такая система, я живу довольно изолированно, у меня мало возможностей для общения. Благодаря этому приложению передо мной распахнулся весь мир: каждый звонок соединяет меня с новым человеком, и это всегда космос». Конечно, анонимный звонок от незнакомого человека – достаточно инвазивная процедура. Но в будущих версиях HiClub мы планировали, что искусственный интеллект будет представлять людей друг другу, советовать темы для разговора. Как будто это делает твой друг или подруга. Так что затея была очень интересная, и мы получили большое удовольствие.

А сейчас?
Мы сняли приложение из AppStore. Оно требовало расширения команды, а мы хотели просто узнать, что будет, если зайти с другой стороны: чтобы это был не визуальный образ, а голос, не поиск, а ожидание. Вообще тема знакомств интересовала меня давно: 20 лет назад, когда еще не было мобильного интернета, мы сделали первый в мире карманный коммуникационный компьютер для молодых людей Cybiko, и в нем была функция знакомства. Ты вводил информацию о себе, о девушке своей мечты, и Cybiko вибрировал, когда находил такую девушку на расстоянии 150 метров. Но как тогда, так и сейчас все прекрасные идеи разбиваются о быт, об отсутствие в нужной географической зоне в нужное время критической массы людей. На «Тиндер» жалуются, что он очень плохо рекомендует. Я знаю, почему. Просто нет достаточного количества правильных людей, вот ему и приходится подсовывать кандидатов, которые точно не подходят.

«Наркотики, на которые нас подсаживают с детства: хлеб, сахар, соль, насыщенные жиры»


Какой из ваших ресторанных проектов был самым успешным?
FAQ-кафе в Газетном переулке. Наши гости сидели на пивных бочках, потому что их негде было хранить. На 180 квадратных метрах общей площади и 90 метрах торговой мы делали сумасшедшую выручку. Но, к сожалению, там было опасно. Как только мы узнали, что по помещению проходит труба высокого давления перегретой воды, мы приняли решение, наступив на горло собственной песне и расстроив всех гостей, уехать. Недавно мы попробовали реинкарнировать FAQ-кафе, открыв клуб «Феррейн» с лекциями и концертами. Им руководил мой брат, он художник и живет во Франции. Но потом у него изменились планы, и клуб пришлось продать.

Еще будете открывать рестораны?
Если технологиями мне интересно заниматься как бизнесом, то рестораны я делал исключительно как места, где я бы мог встречаться с друзьями. Это не масштабируется, если не положить на это полжизни.

Ваши предпочтения в еде как автора книги о здоровом питании влияли на меню ваших заведений?
Прочитав 70 медицинских статей и изучив цикл Кребса (система биохимических реакций, благодаря которой организм получает энергию в результате окисления пищи; за это открытие немецкий биохимик Ханс Кребс получил Нобелевскую премию в 1953 году) и трактаты ВОЗ, я пришел к выводу, что есть четыре продукта, которые больше всего влияют на смертельные болезни. Это наркотики, на которые нас подсаживают с детства: хлеб, сахар, соль, насыщенные жиры. Ничего нового. Но в наших собственных ресторанах при попытке повлиять на процесс ты понимаешь, что придется закрыть заведение, потому что в России общество к этому не готово. А вот в Кремниевой долине уже появляются рестораны, ориентированные на здоровую еду.

«Совершенно неудивительно, что некоторые люди проявляют человеческие чувства к роботам»


Можно ли использовать искусственный интеллект в ресторанной сфере?
Конечно, всё это произойдет. Вместо официантов появятся роботы, которые будут выполнять и простую часть готовки, когда они станут в сто раз дешевле, чем сейчас. Уже есть рестораны, где тебя встречает робот-хостес, но это скорее маркетинговая фишка, экономически это неоправданно. Есть робот-бармен, который что-то смешивает. Самый катастрофический робот – это робот-бариста, который якобы варит кофе… Все-таки качественная еда, еда для удовольствия – это произведение искусства. Когда ты приходишь слушать музыку или смотреть картины в галерее, ты в этот момент посредством художественного языка общаешься с автором. В сложных произведениях это общение двустороннее, то есть ты работаешь вместе с автором, чтобы понять произведение, узнать новые границы красоты и законы гармонии.
То же самое касается еды. Если на той стороне автором является искусственный интеллект или робот, возникает вопрос: а хочу ли с ним я общаться? Да, само произведение может быть удивительным, но однозначного ответа на этот вопрос нет. Что такое общение? Это реализация заложенных в нас эволюционно дофаминово-окситоциновых контуров. Мы получаем удовольствие от желания ухаживать и быть объектом ухаживания, обниматься, понимать друг друга. Казалось бы, это применимо к людям. А если там робот? Как выясняется, ответ тоже может быть положительным. Когда Microsoft выпустила своего бота Сяоайс, запрограммированного на беседу в духе 17-летней девушки, через двое суток 10 млн пользователей в Китае объяснились ей в любви Свою врожденную эмпатию человек проявляет к очень неожиданным партнерам. Мы в какой-то мере очеловечиваем своих домашних животных и даже неживые предметы: человек может тосковать, лишившись любимой настольной лампы. Поэтому совершенно неудивительно, что некоторые люди проявляют человеческие чувства к роботам или голосовым интерфейсам.
Приведу пример: в одном торговом центре на входе поставили достаточно простого робота, умевшего говорить всего несколько слов, но в нем было встроено распознавание лиц. Когда он видел незнакомое лицо, то представлялся, спрашивал имя, запоминал и в следующий раз обращался к этому человеку уже по имени. Потом робота забрали на фабрику, сделали новую прошивку, вернули, но он всех забыл. Сотрудницы торгового центра начали жаловаться – что такое, почему он меня не помнит? Так что, возвращаясь к вопросу, будет ли вкусной еда, приготовленная роботом… Когда он подойдет и спросит постоянного гостя ресторана: «Татьяна, как вам мое новое блюдо?», это и будет нужной специей.

А как могут повлиять новые технологии на туризм?
Скорее всего, в будущем у наших постоянных ассистентов вроде Сири или Алексы появится релевантный навык. Именно их я буду спрашивать, куда мне поехать зимой. Алекса физически стоит во всех комнатах, и я с ней постоянно общаюсь, Сири живет в моем телефоне и знает геопозицию, поэтому ей даже будет проще рекомендовать. Будут, кстати, и более сложные и дорогостоящие ассистенты, которых мы будем собеседовать и нанимать на работу, как людей. У них будет свой характер, они смогут отказать нам, если посчитают, что чего-то делать не нужно. Мы обсудим с ними музыку, еду, спорт. А когда я вечером захочу заказать пиццу, помощница скажет: «Какая пицца в 8 часов вечера?»

Беседовала Полина Сурнина
Дешевые билеты онлайн
Взрослые
от 12 лет
Дети
2-12 лет
Младенцы
до 2 лет
Читайте в феврале BUSINESS TRAVELLER №32
  • Авиа: Самый дальний в мире пассажирский рейс
  • Бизнес: Деловые путешествия под ключ
  • Диалоги: Основатель компании ABBYY Давид Ян
  • Направления: Сингапур | Камбоджа | Фукуок | Сулавеси | Тобольск | Австрия
Оформить подписку