Премия

Московские доминанты

Историк искусства и дизайна Вера Белоголовая написала для нас историческую колонку о московских высотках. Эта тема ей близка, поскольку детство Веры прошло в непосредственной близости от трех из «семи сестер», казавшихся тогда настоящими сказочными замками, особенно в туманные или снежные дни. Сегодня из своего окна она любуется высоткой на Котельнической набережной. Теперь, в свете знаний о трудностях и истории его возведения, это здание уже не овеяно романтикой, как в детстве. Впрочем, от этого оно не становится менее впечатляющим…

Высотное строительство – давняя слабость рода человеческого, подобно истории возведения Вавилонской башни, наглядно демонстрирующая амбиции своих создателей: будь то желание приобщиться к божественному, продемонстрировать величие и власть, помериться силами и технологиями или возвести максимальное количество жилых метров на минимальном участке. Так или иначе, но все, что хоть сколько-нибудь превышает высоту окружающих строений, невольно становится центром архитектурного пейзажа. Когда же эта разница исчисляется в разы, можно смело говорить о сознательном намерении доминировать. Знаменитые высотки – именно такой случай.
Появление идеи строительства «московских небоскребов» связывают с празднованием 800-летия Москвы в 1947 году. Это не совсем так: планы создания зданий-великанов, возвещающих миру о мощи молодого Советского государства, стали появляться, как только закончилась Гражданская война. Однако строительство коммунизма оказалось делом затратным и не располагающим к возведению масштабных сооружений – грандиозный Дворец Труда так и остался проектом (1923). Главной задачей советских архитекторов того времени было решать проблемы насущные: помогать быстрому развитию промышленности, создавать фабрики-кухни, дома-коммуны, рабочие клубы (на их строительство денег тоже не всегда хватало) и периодически осуществлять представительские функции, проектируя временные павильоны для международных выставок. В рамках ограниченного бюджета архитекторы-авангардисты блестяще справлялись с поставленными задачами. Их проекты были функциональны и абсолютно лишены декора. На этом основании, когда быт советских людей немного наладился, властям удалось без труда избавиться от них, обвинив в излишнем «формализме», и сосредоточиться на более помпезной архитектуре.
На то были весьма веские причины: в 1931 году на Манхэттене построили здание Empire State Building высотой 373 м, а со шпилем – все 443 м. Это был настоящий архитектурный вызов, брошенный миром капитала советскому человеку. Решить проблему должно было возведение Дворца Советов. Победителем всесоюзного конкурса стал проект Бориса Иофана, в котором здание выступало в роли постамента для гигантской скульптуры вождя мирового пролетариата (прием, ставший характерным для дальнейших работ архитектора). Его Дворец в стиле ар-деко должен был быть высотой 415 м, а со статуей Ленина – 495 м.

5 декабря 1931 года снос Храма Христа Спасителя ознаменовал начало «стройки века». Однако фундамент здания был закончен только в 1939 году – сказывалась нехватка финансирования, много средств уходило на возведение московского метро, строительство которого откладывалось с 1925 года. Были осложнения и технического характера: из-за объема будущего Дворца, для создания балок металлического каркаса пришлось разрабатывать специальную сталь особой прочности. Осенью 1941 года часть элементов конструкции пошла на изготовление противотанковых ежей при обороне Москвы. Уже собранные конструкции цокольного этажа демонтировали в 1942-м и использовали для восстановления мостов и путепроводов на стратегически важных направлениях. После войны проект был временно заморожен. Тогда-то, несмотря на трудности, связанные со строительством Дворца Советов и нехватку средств, в начале 1947 года было принято Постановление «О строительстве в Москве многоэтажных зданий». Речь шла о восьми высотках, которые должны были стать достойным окружением будущего Дворца. Семь из них действительно заняли свое место на карте Москвы, а одна – административное здание в Зарядье – не была построена, и на ее месте в 1964 году появилась гостиница «Россия».
Что касается реализованных проектов, то самый масштабный из них – главный корпус МГУ на Воробьевых горах (1953) – 240 метров, включая высоту шпиля. Это настоящий студенческий городок с учебными и жилыми секторами, всей необходимой для жизни и учебы инфраструктурой, уместившийся в одном здании. Из-за сложного грунта для несущей системы проекта были разработаны принципиально новые технические решения, что позволило возвести здание, долгие годы сохранявшее за собой статус самого высокого в Европе. Этот «прорыв» имел немалую цену: архитектурная гигантомания была по-прежнему не по карману государству, поэтому в целях экономии для строительства активно использовали труд военных строителей и нескольких тысяч заключенных. Куратором строительства МГУ (равно как и жилой высотки на Котельнической набережной) был Лаврентий Берия.
В том же 1953 году было сдано высотное здание Министерства иностранных дел на Смоленской площади. А вот гостиницу «Украина» с жилыми боковыми корпусами (вторую по высоте после здания МГУ) только начали возводить.
Годом ранее, в 1952-м, было достроено жилое здание на 700 квартир на Котельнической набережной, ставшее домом для многих деятелей советского искусства и прославившееся культовым кинотеатром «Иллюзион». В том же году было возведено и административно-жилое здание на площади Красные Ворота, в стенах которого расположилось Министерство транспортного машиностроения, два жилых корпуса на 270 квартир и один из вестибюлей станции метро «Красные ворота».
В 1954 году были сданы еще два московских небоскреба – жилой дом на 456 квартир на Кудринской площади (в то время площадь Восстания) и гостиница «Ленинградская» на 330 номеров (с 2008 г. Hilton Moscow Leningradskaya) – самая маленькая из «семи сестер», компенсировавшая небольшой рост роскошным декором интерьеров.
Строительство гостиницы «Украина» (с 2010 г. Radisson Royal Hotel Moscow), которую мы упоминали выше, закончилось в 1957 году, в это же время был закрыт весь проект по возведению «сталинских высоток», а чуть позже принято окончательное решение-отказ от строительства Дворца Советов. В качестве утешительного приза Москва получила во временное пользование бассейн имени себя и гостиницу «Россия» (на месте Дворца Советов и административной высотки в Зарядье соответственно).
Примечательно, что Хрущев свернул сталинские проекты, обвинив проектировщиков в пристрастии… «к архитектурным излишествам». Это не помешало новому первому секретарю также запечатлеть свое имя на карте города благодаря масштабному строительству, например, Дворца Съездов в Кремле и проспекта Калинина (ул. Новый Арбат) с целым комплексом высотных зданий.
Дешевые билеты онлайн
Взрослые
от 12 лет
Дети
2-12 лет
Младенцы
до 2 лет
Стартовал четвертый фестиваль морских специалитетов «Держи Краба!», который проводит Паназиатский ресторан Zuma (Владивосток). С прошлого года фестиваль стал общероссийским и теперь попробовать краба по специальной цене можно от Москвы до Владивостока в 71 ресторане-участнике более чем в 20 городах России.
Небольшой и очень удобный регион для автопутешествий на выходные
Новые модели самолетов, масло вместо керосина и электродвигатели – как авиакомпании пытаются сделать авиаперевозки более безопасными для окружающей среды
показать еще
Читайте в сентябре BUSINESS TRAVELLER №35
  • Деловой туризм в Абу-Даби: площадки, идеи и рекомендации
  • Тенденции: Гастрономические рейтинги как бизнес-инструмент
  • Диалоги: Елена Шубина об интуиции в издательском деле
  • Направления: Абу-Даби | Норвегия | Лигурия | Дрезден | Бал-Харбор
Оформить подписку