Премия
Премия

«Мне нравится там, где комфортно»

Создатель и основной акционер первого онлайн-сервиса по торговле авиабилетами Anywayanyday Кирилл Подольский рассказал Павлу Гриншпуну о том, как он неожиданно превратился из торговца зерном в крупного инвестора и визионера российского Интернета, о правдорубстве и страстной любви к гонкам на яхтах

«ANYWAYANYDAY – МОЙ ПЕРВЫЙ ОПЫТ»

Вы ведь пришли в торговлю авиабилетами из совершенно другого бизнеса?

В 2001 году к нам обратились Сергей Бахтин и Томас Феннел с идей создать компанию, которая повторит опыт Expedia в России. Я тогда был миноритарным акционером холдинга, основой которого являлся металлургический бизнес. В структуру также входили зерновой трейдинг, сельхозпроизводство, банк и другие разноплановые активы. Видимо, тогда у нас были лишние деньги, и мы приняли решение инвестировать $4 млн в туристический бизнес. Avantix быстро стал звездой рынка. Мы занималась всем – продавали авиабилеты в обычных кассах, субагентам, комиссионерам, корпоративным клиентам. Отели, трансферы, визы – любые капризы клиента. Была даже попытка стать туроператором. У компании был довольно популярный сайт, но через пару лет развитие остановилось, да он и не приносил операционной прибыли. К сожалению, предположение, что в ближайшие годы мы, как США, перейдем к торговле только электронными авиабилетами, не оправдалось. Были и большие проблемы с менеджментом. Как инициатору проекта в холдинге, мне пришлось разбираться с этими проблемами. Я был председателем совета директоров Avantix и постепенно начал вникать в этот бизнес.

Но Avantix обанкротился в 2008 году?

Я не занимался этой компанией с конца 2006 года. В результате конфликта с другими акционерами я покинул холдинг и перестал иметь какое-либо отношение к Avantix.

И как же тогда появился Anywayanyday?

Я стал понимать, на чем необходимо сконцентрироваться новой компании. Avantix занимался одновременно всем и при этом ничего не делал хорошо. Кроме того, было ясно, что запуск электронных билетов состоится в ближайшее время, и можно попробовать еще раз сделать подобный проект, учитывая ошибки прошлого. Я тогда уже точно знал, чего нельзя делать в торговле авиабилетами. Мы начали в 2007 году. Основой новой команды стали люди, которые работали в Avantix: Петр Кутис, Марина Вялкина, Раиса Левина.

А кто придумал название нового сайта?

Название придумал Алексей Пелевин – прекрасный веб-дизайнер и совладелец многих известных интернет-проектов. Он сделал революционный на тот момент интерфейс и несколько лет сопровождал наш проект. Сегодня дизайнеры Anywayanyday продолжают развивать его идеи.

Я слышал, что вас считают родоначальником всей индустрии торговли электронными билетами. Так ли это?

Первым директором Ozon.travel была Анна Цыганкова, которая ранее возглавляла Avantix, и основой ее команды в Ozon.travel стали люди из Avantix. Петр Кутис был создателем 12trip, а до этого работал в Avantix и Anywayanyday. Сегодня Anywayanyday, Ozon.travel и 12trip – лидеры рынка. Все эти люди работали в разное время под моим руководством, так что судите сами... Это шутка, конечно. Торговля электронными авиабилетами отлично развивалась бы и без меня, в этом я нисколько не сомневаюсь.

А каким бизнесом вам интереснее заниматься?

Сельхозпроизводство – это точно не мое. К сожалению, несколько последних лет мне приходилось заниматься больше всего именно этим. Так сложилось, что из зернового трейдинга мы пришли в сельхозпроизводство. Это была огромная компания, огромный масштаб, но и с огромными проблемами. Но это был и огромный опыт во всех отношениях, не только в бизнесе. То, что мы сейчас делаем в интернете, мне больше нравится. Anywayanyday – первый опыт, но теперь я многому научился, чтобы сейчас начинать но вые проекты. Один из них – Localway. По сути, это поисковик объектов, связанных с путешествиями и отдыхом, пока только в России. Это наш ответ Tripadvisor и Yelp.

Кто же у вас создает контент? Ведь нужно фотографировать, писать об этих местах? Это ведь не только пользовательский контент?

Да, у нас не пользовательский контент. В этом наше серьезное отличие от TripAdvisоr и Yelp, а также некоторых российских проектов. Думаю, сегодня такая модель более актуальна. Пользователи у нас могут добавлять отзывы и фотографии, а редакция занимается сбором информации обо всех местах, интересующих нас в городе. Команда Localway научилась делать эту работу качественно и быстро. Наша задача – дать возможность малому бизнесу продвигать свои объекты. В ближайшее время мы запустим функционал, который позволит самим владельцам бизнеса работать с собственным аккаунтом: наполнять его наиболее полной и актуальной информацией, работать с отзывами посетителей, создавать мероприятия и многое другое.

А как вы на этом зарабатываете – за счет рекламы?

Пока мы работаем над функционалом и контентом, но предполагается, что будем зарабатывать за счет продвижения объектов. Если ты хочешь быть заметен на Localway, то за это когда-нибудь придется платить. Модель, похожая на американский Yelp. Для меня главное – дать владельцам бизнеса доступ к аккаунтам. Это основная идея, ради нее все и начиналось.

Вы недавно запустили Localway. Трафик сильно растет?

Да, все идет по плану. Мы финализируем весь функционал. Как только мы это закончим, перейдем к активному маркетингу. У нас очень сложная модель монетизации, и инвестору нужно большое терпение, но я верю в нашу звездную команду и уверен, что Localway скоро будет очень заметным явлением в российском интернете.

Есть у вас сейчас еще какие-то проекты?

С другой прекрасной командой мы запустили онлайн-проект риэлтерского агентства Myhomeday. Надеюсь, что мы быстро придем к тому, чтобы стать одним из крупнейших онлайн-риэлторов России.

Больше, чем ЦИАН?

ЦИАН – не риэлторы, это просто доска объявлений, а Myhomeday – агентство, которое само заключает сделки. Мы не конкуренты сайтам, подобным ЦИАН. У нас можно найти только достоверную, полную информацию об объекте, но мы много работаем, чтобы улучшить и упростить работу риэлтеров с помощью современных технологий. В общем, пока я не готов раскрывать все подробности проекта, но вы сами можете оценить его, посмотрев на сайт и мобильные приложения. Проект очень успешен на старте: объем сделок растет каждый месяц быстрее, чем предусмотрено бизнес-планом.

«Я НИКОГДА НИЧЕГО НЕ ПРОСИЛ У ГОСУДАРСТВА»

Вы помните свое первое осознанное путешествие? Наверное, это было, когда вы еще жили в Таганроге...

Мое первое путешествие с бабушкой в Казахстан к ссыльному деду. Впечатления от путешествий по Совку были не самыми радужными: задержки самолетов, грязные поезда и другие прелести социализма.

А как вы первый раз оказались за границей?

Кажется, это был Кипр... или Италия. Я не помню – это было в одно и то же время, примерно 1995 год. Начал ездить и с тех пор не могу остановиться. В Геную я ездил специально на выставку яхт – тогда началось мое увлечение парусным спортом. Представьте себе 1995 год, как все выглядело на Родине, и как – вокруг Генуи: и сама Генуя, и эти маленькие богатые города с их яхт-клубами. Это были совершенно разные миры. Они и сейчас такие же разные. На мой взгляд, они расходятся дальше и дальше, к сожалению. Я смотрю на свою родину – разве Таганрог становится лучше? На мой взгляд, нет. Многие люди живут лучше, но в целом культурная и общественная жизнь в те же 90-е была намного интереснее. Бизнес принадлежал местным жителям, а сейчас все сетевое. Люди, которые занимались чем-то серьезным, из Таганрога уехали. Многое ушло – ВУЗы с историей, с какими-то замечательными особенностями. Грустно.

А вот вам не хочется развивать свой родной город?

У нас разные представления о хорошем с теми людьми, которые живут в моем родном городе. Я написал на страничке Таганрога в Фейсбуке, что предлагаю снести памятник Ленину на центральной площади, что за свой счет готов его убрать. Пока мы не признаем свои ошибки, ничего позитивного в нашей жизни не будет происходить. А памятник имелся в виду как символ. В итоге получил ответы, вплоть до угроз физической расправы. Я писал о Европе, как там люди живут, а они мне в ответ сами понимаете что... Мой опыт и мое представление об устройстве мира сегодня в Таганроге никому не нужны.

По-моему, вы вообще любите поспорить или даже вступить в конфронтацию. У вас ведь даже как-то вышел спор с бывшим президентом Медведевым по поводу экспорта зерна...

Это один из тех моментов, которые и угробили нашу зерновую компанию: запрет экспорта в 2010-м. Мы же были большой компанией, а тогда была засуха. Чтобы население не голодало, запретили продавать зерно на экспорт. Я сказал тогда, что это необдуманное решение, и никто не подумал о компаниях, которые занимаются экспортом зерна и сельхозпроизводством. Медведев ответил: когда будете отвечать за 140 миллионов, тогда и будете принимать решения. А пока будет так. Боюсь, что Путин бы ответил много жестче и с другими последствиями.

Как вообще все это ваше правдорубство сказывается на ваших отношениях с миром?

Я никогда ничего не просил у государства, поэтому ни вреда, ни пользы не получил. Да и тогда, с Медведевым, не было никакой негативной реакции. Более того, Дворкович подошел и сказал: «Спасибо, а то мы бы здесь все заснули». Никаких неосторожных поступков я не совершал, но говорить, что государство сейчас идет правильным путем, все равно не буду. Если люди сошли с ума, то я так и буду им говорить, но только в случаях, когда это не может обернуться для меня прямыми неприятностями – я же не Дон Кихот. Я могу бороться против отдельных персонажей, но не против государственной машины.

«Я ПОЗДНО СТАЛ РУЛЕВЫМ»

Я знаю, что вы увлекаетесь яхтами и ходите под парусами. Почему вас привлекает именно этот спорт?

Да, я участвую в парусных гонках, и на очень высоком уровне. Это красивый спорт, сложный. У меня одна из самых известных профессиональных парусных команд в России – Sail racing team RUS7. Не думаю, что есть люди из парусного мира, которые о ней не слышали. Мы участвуем в гонках против лучших спортсменов мира. Нам противостоят Рассел Кутс, ДинБаркер, Ян Перси и многие другие великие чемпионы.

Большие моторные яхты вас совсем не интересуют?

Это совсем другое, это дом на воде. И другие деньги. Я много знаю про яхты, в том числе и про моторные. Известно, что самый счастливый день для владельца моторной яхты – это когда он ее продает.

А ваша яхта дорогая в обслуживании?

Смотря с чем сравнивать. Она недешевая, конечно. Но сейчас все пришли к монотипам – это все же относительно небольшие деньги. Все типовое, поэтому ничего сверхъестественного нет. Гонки для меня и есть путешествия.

С тех пор как вы увлеклись спортом, обычный туризм перестал вас интересовать? Я имею в виду путешествия, не связанные с бизнесом или спортом.

Совсем немного. Я поздно стал рулевым и мне нужно много гоняться, чтобы добиться побед на высоком уровне.

Кроме гонок, что вас еще привлекает в мире? Куда хотелось бы съездить?

На самом деле я люблю путешествия. Понимаете, мы же не участвуем в многомильных гонках, они у нас технические. Мы приезжаем на место: старт у в 10 часов утра, а в 5 часов вечера мы уже свободны. Я же владелец, поэтому экипаж работает с яхтой, а у меня много свободного времени. Регаты, как правило, проходят в безумно красивых местах.

А деловые путешествия? Сейчас у вас большая компания, да и когда вы были крупным трейдером, тоже, наверное, приходилось много ездить по делам?

Конечно, я много ездил и продолжаю ездить сейчас. Огромное количество времени провожу в самолетах.

Вам комфортно в самолетах? Не надоели гостиницы и самолеты?

Смотрели фильм «Мне бы в небо» с Джорджем Клуни? Это фильм про человека, работа которого – увольнять людей. Поэтому он постоянно летает, и каждый день оказывается в другом городе. У него золотые карты всех компаний. Он рассказывает, что у него чемодан определенного размера, и когда он стоит в очереди и видит детей или китайцев, то переходит в другую. Вот и я мыслю точно такими же категориями: всегда становлюсь в очередь, которая приходит быстрее. Я захожу в самолет последним, чтобы проводить там как можно меньше времени.

А вы летаете в основном бизнес-классом?

Бывает по-разному, иногда и экономом. Не заработал пока достаточно, чтобы совсем не думать о стоимости поездки.

На ваш взгляд, интернет как-то меняет мир к лучшему? Понятно, что мир становится удобнее, но становится ли он свободнее?

Для путешественников – да. Сейчас абсолютная свобода путешествий. Есть возможность вечером, сидя дома, забронировать себе билет на семь утра и улететь. Раньше я при всем желании не смог бы так просто этого сделать.

Вы ведь жили какое-то время за границей?

Да, в Швейцарии. Но я не то чтобы живу в конкретной стране, у меня нет ощущения дома как географического места. Мне безразлично, где я нахожусь. Тоски по родине как-то не бывает.

Может быть, есть какие-то места, где вам очень хорошо?

Да, это как раз Швейцария. Мне очень нравится весь Лазурный берег, Италия. Еще я люблю бывать в европейских столицах – Париж, Рим, Милан, Лондон. Понятно, что я уже не могу ассимилироваться в какой-то определенной среде в силу возраста и менталитета. Да я к этому и не стремился... В Швейцарии мне не было никакого дела до швейцарцев, которые там живу, кроме вопросов быта или бизнеса с ними. В общем, я не пытаюсь попасть ни в какой местный социум.

Вам важна среда обитания? Какие-то друзья, товарищи?

У меня нет проблем с общением. Скорее, я иногда даже его избегаю. Тоски я не испытываю. А такое чувство, как одиночество, мне почти не знакомо. Пока это так, но, наверное, повзрослею, и все изменится.

А есть ли какое-нибудь место, где бы вам очень хотелось побывать, до которого вы еще не добрались?

Я никогда не был в Австралии, в Новой Зеландии. В Азии тоже мало где был. Много таких мест, где я еще не был. Я посчитал, что пока был всего в 44 странах, а их гораздо больше.

Это не очень много для владельца Anywayanyday. Экзотический туризм вас не манит?

Нет. Я, наверное, слишком люблю цивилизацию. Походы не люблю. Видимо, в детстве набрался такого опыта. Хочется больше видеть творения человека и ими пользоваться. С трудом себе представляю, что меня может заставить поехать в Индию, или лазить по этим горам в Непале, где сейчас было землетрясение. В этом смысле я городской житель: мне нравятся такие места, где я чувствую себя комфортно.

Фото: Тимур Артамонов

Дешевые билеты онлайн
Взрослые
от 12 лет
Дети
2-12 лет
Младенцы
до 2 лет
Премия

журнал для тех, кто много путешествует по работе и не только

На страницах журнала можно найти все, что понадобится деловому человеку и путешественнику в поездке: последние достижения travel-индустрии, сравнительная информация о крупнейших международных авиакомпаниях, аэропортах, отелях, сведения о программах лояльности, страховании в поездках, банковских и бизнес-продуктах и многое другое.
Еженедельная тематическая подборка
Читайте в октябре BUSINESS TRAVELLER №30
  • Бизнес: Бахрейн как финансовый центр арабского мира
  • Тенденции: Рейтинг лучших коворкинг-пространств планеты
  • Активный отдых: Три экстремальных места для выхода из зоны комфорта
  • Направления: Нью-Йорк | Бахрейн | Сардиния | Северная Шотландия
Оформить подписку