Премия

Летучий голландец

Главный воздушный порт Нидерландов Схипхол, сделав ставку на привлечение пассажиропотока и преуспев в этом, стал одним из ведущих аэропортов Европы. Мишель Арби рассказывает, как базовому порту KLM удалось этого добиться

«Каждый раз, встречая главу Хитроу Джона Холланда-Кэя, я говорю ему: «Да не волнуйся ты так из-за этой третьей полосы, она у нас уже есть – можем отдать!» Президент и СЕО амстердамского аэропорта Схипхол Йос Найхаус шутит, но в его словах есть и доля правды. Пока продолжаются дебаты о том, строить ли дополнительную ВПП для Лондона и где именно, голландский аэропорт, обладающий пятью полосами, пространством для роста и не имеющий никаких ограничений по слотам, продолжает уверенно создавать свою глобальную пересадочную сеть для пассажиров из Великобритании и всех стран мира.

Схипхол обслуживает 26 аэропортов Соединенного Королевства (половину из них – своей базовой авиакомпанией KLM) – сравните с семью, которыми может похвастать Хитроу. Добавьте к этому и сильную международную сеть: 323 прямых рейса в 99 стран, из них 140 – межконтинентальные, и вы не будете удивляться тому,что многие бизнес-пассажиры в регионе предпочитают Лондону Амстердам. В 2014 году Схипхол в 25-й раз был назван лучшим аэропортом Европы на церемонии вручения наград Business Traveller.

«Хитроу в значительно меньшей степени, чем Схипхол, можно считать настоящим хабом. У нас очень хорошая сетевая структура, исключительно удобная для британских пассажиров, – говорит Найхаус. – Сейчас их количество составляет около 7,5 млн, это 15 процентов нашего пассажиропотока».

Мартен Купманс, вице-президент по обслуживанию пассажиров авиакомпании KLM, добавляет: «Хитроу всегда концентрировал внимание на лондонском рынке, в то время как наша стратегия – обслуживать из Схипхола весь мир».

В общем, нет ничего удивительного в том, что Голландия, стоящая на двух китах – всемирная торговля и глобальные исследования, основала свой аэропорт, поставив перед ним задачу обеспечения «конкурентного транзита», как называет это Найхаус.

«Нидерланды – маленькая страна, и возможность транзита – это ключевой фактор для нашей экономики, – объясняет он. – Почти каждый бизнес в Нидерландах – транснациональный, поскольку местный рынок слишком мал. Чтобы иметь возможность предлагать такое количество межконтинентальных рейсов, нам нужны транзитные пассажиры, и именно такой бизнес-модели KLM придерживается уже 95 лет. Мы и аэропорт проектировали исходя из этой цели, всегда понимая важность стыковочных рейсов».

Более 40% путешественников пересаживаются тут на другой рейс. У KLM эти цифры еще выше. «От 65 до 70 процентов наших клиентов в Схипхоле – транзитные пассажиры, а это две трети всего бизнеса», – говорит Купманс. – Такова наша стратегия. Без транзитного трафика мы не смогли бы предлагать такое количество направлений и стыковочных рейсов».

Схипхол построен именно для обслуживания транзитного трафика. Его концепция – «один аэропорт – один терминал» – помогает минимизировать стыковочные интервалы. Конечно, можно возразить, что пешие расстояния в результате увеличиваются, но ориентироваться в едином пространстве гораздо удобнее, а межконтинентальные рейсы KLM и ее партнеров по альянсу Skyteam обслуживаются в пирсах D, E и F – возле центральной части терминала.

Чтобы оптимизировать количество глобальных связей, предлагаемых аэропортом, рейсы организованы «волнами». Каждый день прибывают и отбывают в среднем 875 рейсов KLM Group/Skyteam, обеспечивая в целом 40 тысяч глобальных стыковок.

Сам интерьер аэропорта выполнен весьма творчески. Зоны отдыха с деревьями и щебечущими птичками напоминают о живой природе, есть терраса на крыше, произведения искусства, библиотека, многочисленные чисто голландские штрихи: расположенный внутри теплицы магазин тюльпанов, бар, где можно создать собственный коктейль на основе Bols, и даже миниатюрный Рейксмюзеум. 

«Это часть атмосферы создает ощущение покоя, – поясняет Найхаус. – Спокойствие очень важно, особенно для тех транзитных пассажиров, которым придется провести здесь более часа: мы хотим, чтобы аэропорт стал для них приятным местом времяпровождения, и постоянно работаем над этим».

Рейксмюзеум сейчас закрыт и будет перенесен в другое место в рамках масштабного обновления Зоны вылета 2, которая позволит на 20% увеличить пространство для торговли и общепита.

«Зона перестраивается как семь отдельных пространств (среди них велнес, люксовое и семейное), где будут сосредоточены соответствующие услуги», – рассказывает Найхаус. Новые торговые точки будут включать в себя флагманский магазин «Джонни Уокер» и бутик «Гуччи». Зона остается открытой, пока идут работы, завершение которых запланировано на лето этого года.

Магазин виски, первый в Европе после нескольких открытых в Азии, указывает на важность азиатского рынка для Схипхола – так же, как и расположенное на «Голландском бульваре» казино. Аэропорт предлагает 23 прямых рейса в Азию, включая семь в Китай. «Мы хотим, чтобы китайские пассажиры прибывали в Европу через Схипхол, потому что можем обеспечить дальнейшие стыковки», – говорит Найхаус. Переоборудование зоны вылета – это часть большого плана аэропорта по повышению объема пассажиропотока с 52,6 млн в 2013 году до 65 млн в последующие пять лет, а в случае необходимости Схипхол готов довести его и до 80 млн. Планы включают в себя добавление еще одного пирса, расширение терминала (все это должно быть готово к 2018-му) и строительство нового отеля «Хилтон» (открытие в середине этого года).

Одна из главных особенностей проекта – создание централизованных зон безопасности, призванных заменить действующие пункты досмотра у выходов на посадку – источник головной боли для многих пассажиров.

«Схипхол – один из немногих аэропортов с децентрализованной системой безопасности, и мы немного задержались с ее заменой, – заключает Найхаус. – Это большой проект. Сейчас процесс переоборудования еще не завершен, но все должно быть готово к 3 июня 2015 года».

Будет создано пять центральных зон безопасности, одна из которых (для пассажиров, вылетающих из Амстердама в страны Шенгена) уже работает. Три зоны будут обслуживать пассажиров прямых рейсов, и две – транзитных путешественников. В дизайне вновь использованы природные элементы: в работающей зоне открыта оранжерея, а с потолка, отделанного деревом, льется мягкий свет.

Найхаус явно гордится и переживает за проект: «Мы хотим уйти от суматохи, превратив контроль безопасности в сервис, который должен быть процессом, понятным каждому пассажиру, и здесь тоже должно ощущаться гостеприимство».

Зона спроектирована так, чтобы опытные путешественники могли проходить прежде тех, кому еще необходимо время для подготовки к сканированию. Подозрительный багаж теперь не идет на проверку через тот же аппарат, а пропускается через специальную машину, чтобы не задерживать процесс контроля. Кроме того, пассажиры могут лучше следить за своим имуществом в процессе прохождения личного досмотра. Аэропорт стремится сократить время ожидания контроля безопасности в пиковые периоды до пяти минут для пассажиров первого и бизнес-класса и до десяти – для остальных категорий пассажиров. «Это абсолютный максимум – должно быть еще меньше, и с нашей новой концепцией мы этого достигнем», – утверждает Найхаус. Опосредованно это повлияет на все стыковочные рейсы. «Наша задача в том, чтобы централизованная система безопасности ускорила время трансфера», – говорит Купманс. – Мы не сможем сократить интервалы, но весь процесс станет более надежным».

Минимальное время для пересадки на межконтинентальных рейсах аэропорта составляет 50 минут. Тем не менее, многие путешественники высказывали предположение, что этого времени недостаточно для пассажиров (и их багажа), чтобы успеть на следующий рейс.

Найхаус признает, что рамки могут быть слишком узкими. «Трудно гарантировать что-либо на 100 процентов, потому что всегда существует определенная зависимость от погодных условий и прочего, – говорит он. – Пассажиру вообще легче сделать пересадку, чем его багажу: для багажа нужно больше времени, хотя транзитный багаж при разгрузке всегда идет в первую очередь. Мы знаем, что путешественники чувствуют себя комфортнее при запасе времени в час с четвертью, и расписания KLM исходятв основном из этого».

«В итоге лишь 0,2 процента пассажиров в среднем опаздывают на стыковочный рейс – по всем возможным причинам, так что, думаю, у нас все работает хорошо», – добавляет Купманс. Цифры специализирующейся на данных по авиаперевозчикам фирмы OAG показывают, что 85% вылетов в 2013-2014 годах состоялись вовремя.

После централизованной системы безопасности начнутся работы по переоборудованию выходов на посадку, чтобы создать, как говорит Купманс, «лучшую атмосферу, лучший сервис и полностью обновленный внешний вид». По его словам, это займет около года.

Тем временем KLM работает над другими элементами, призванными улучшить ваше путешествие по аэропорту. В нескольких местах уже установлены киоски самообслуживания для транзитных пассажиров, позволяющие распечатать посадочный талон или внести изменения в свой следующий маршрут, а персонал авиакомпании всегда готов помочь вам с этим в трех трансфер-центрах и двух ВИП-залах.

Перевозчик обращает внимание и на ваш смартфон. «Мы создаем новые мобильные сервисы, чтобы сделать ваше путешествие более персонализированным, – рассказывает Купманс. – Например, можем помочь вам сориентироваться в аэропорту: сейчас мы предлагаем нечто подобное в пробной версии (в октябре было выпущено приложение-планировщик, использующее для навигации по Схипхолу «маяковую» технологию). Мы можем сообщить вам, как далеко до вашего выхода на посадку, сколько придется стоять в очереди на контроль безопасности, когда пора выходить. Кроме того, мы предоставим вам возможность изменить маршрут следующего этапа вашего путешествия прямо с телефона».

«Полагаю, большинство этих функций начнут работать уже в 2015 году, и у нас появится гораздо больше сервисов, основанных на месте и времени, – продолжает он. – Новое приложение KLM будет доступно в первом квартале».

Переоборудуется и флагманская лаунж-зона KLM «Краун», которая во время ремонта остается открытой: она станет почти вдвое больше (ее нынешний размер – 3600 кв. м, 800 мест). «Конечно, сейчас лаунж тоже хорош, но не оказывает «вау-эффекта», – говорит Купманс. – Поскольку мы – транзитный перевозчик, желающий привлекать пассажиров в Схипхол, нам хочется предложить нечто уникальное. Это большой проект, рассчитанный на два года, но мы просто обязаны иметь один из лучших лаунжей в мире».

Он продолжает: «Нам хочется удивлять наших клиентов в каждое их посещение, и здесь мы отводим большую роль голландскому дизайну». Аэропорт работает с амстердамским агентством Concrete, создававшим интерьеры для отелей W London и местного бренда Citizen M. Каждый раз, путешествуя по Схипхолу, вы обязательно встретите что-то новое.

Схипхол в цифрах

— Четвертый по размеру аэропорт Европы
— Пять основных ВПП
— 26 британских аэропортов обслуживаются отсюда
— 87 ресторанов
— 111 магазинов
— Более 40% транзитных пассажиров
— 65-70% транзитных пассажиров KLM
— 323 прямых рейса
— 40 тысяч стыковок в рамках KLM/Skyteam
— 650 тысяч кв. м – площадь терминала
— 52,6 млн пассажиров в 2013 году
— 1,5 млн евро ежедневных инвестиций в 2014-2016 годах
Дешевые билеты онлайн
Взрослые
от 12 лет
Дети
2-12 лет
Младенцы
до 2 лет
Совет по туризму Сингапура запустил глобальную программу лояльности для MICE групп - INSPIRE
Стартовал четвертый фестиваль морских специалитетов «Держи Краба!», который проводит Паназиатский ресторан Zuma. Попробовать краба по специальной цене можно от Москвы до Владивостока в 71 ресторане-участнике более чем в 20 городах России.
Небольшой и очень удобный регион для автопутешествий на выходные
показать еще
Читайте в сентябре BUSINESS TRAVELLER №35
  • Деловой туризм в Абу-Даби: площадки, идеи и рекомендации
  • Тенденции: Гастрономические рейтинги как бизнес-инструмент
  • Диалоги: Елена Шубина об интуиции в издательском деле
  • Направления: Абу-Даби | Норвегия | Лигурия | Дрезден | Бал-Харбор
Оформить подписку