Премия

Лаборатория смыслов

Совместно с проектом «Приметы городов» журнал Business Traveller начинает серию репортажей о городах России, где сохраняются традиции, а новые практики и реновации доказывают свою жизнеспособность. О Екатеринбурге рассказывает Полина Иванова, жительница города, хранительница «Белой башни» и соорганизатор арх-группы «Подельники»

Екатеринбург – город, объявивший себя столицей Урала. Он всегда был на слуху, однако его современные актуальные бренды могут удивить вас. Город сейчас находится в активном поиске смыслов и самопрезентации. На носу большие события: Чемпионат мира по футболу 2018 года и трехсотлетний юбилей, которые заставляют задуматься не только о презентации города для туристов, но и о самоидентификации. Поэтому, приехав в Екатеринбург сегодня, вы станете участником этой лаборатории по поиску и отбору смыслов.

Набережные вместо площадей

Чтобы изучить центр Екатеринбурга, рекомендую пройтись по набережной городского пруда. В городе напряженно с площадями: их много, но все они небольшие. Поэтому настоящим местом для променада горожан стала набережная. Река Екатеринбурга – Исеть – небольшая, однако в центре города ее превратили в огромный пруд. Это было необходимо для создания здесь казенного железоделательного завода. Именно с него и началась история города.
Правый берег пруда – административный. Здесь со времен горнозаводской цивилизации располагались резиденция главного горного начальника и главного горного лесничего. За ними, дальше по набережной, находится Октябрьская площадь – настоящее, нетуристическое сердце города. Здесь собираются горожане, играют в фрисби, смотрят кино под открытым небом и проводят танцевальные вечеринки на берегу пруда. Здесь бывает очень шумно, несмотря на довольно официальное окружение: прямо на площадь выходят окна администрации и законодательного собрания области. За Театром драмы расположен новейший центр культурной жизни города – центр первого президента России Бориса Ельцина.
«Мне очень нравится Ельцин-центр. Я вожу туда всех иногородних друзей. Музей центра Ельцина – это первая попытка осмыслить нашу недавнюю современную историю. Очень бережная попытка», – говорит Филипп Третьяков, заместитель генерального директора региональной строительной группы «Академическое».

Левый берег пруда – светский, гражданский, драматический. Тут стоят особняки самых состоятельных горожан, а за ними, чуть в глубине, маленькие домики деревянного модерна – Объединенный музей писателей Урала, сохраняющий старый слободской вид Екатеринбурга. Дальше по набережной – золотосплавная лаборатория, памятник той эпохи, когда на Урале нашли первое русское золото. Город существенно вырос за счет золотой лихорадки и приобрел все характерные для этого сюжета мифы: внезапные обогащения, мытье мостовых шампанским, таинственные подземные ходы и ненайденные сокровища.
На стрелке городского пруда расположен парк Динамо, который стал спортивным центром города. Здесь у самой воды стоит дом-кораблик – водная станция «Динамо», построенная в 30-е годы в стиле конструктивизма и до сих пор служащая по своему первоначальному назначению. Летом на воду городского пруда выходят гребцы.
«Летом здесь всегда много уличных музыкантов. Можно даже встретить резидентов хорошего джазового клуба EVERJAZZ. По субботам в 10 утра на пробежку по набережной выходит Евгений Ройзман. К нему могут присоединиться все желающие», – комментирует Алена Смышляева, арт-директор премии «Лучшие дизайнеры и интерьеры» в Екатеринбурге.

За парком «Динамо» стоит живописное краснокирпичное здание паровой мельницы, а за ним – последние 50 метров набережной, оставшиеся благоустроенными. Подворотня, в которую превращается набережная у Макаровского моста, тоже своего рода достопримечательность – это граффити-пойнт, изрисованный и исписанный местными любителями и профессионалами. Здесь находятся две работы Тимофея Ради, а также работы участников фестиваля «Стенография».
«Стенография» – ежегодный фестиваль, в этом году прошел уже шестой раз. Инициатором его выступило рекламное агентство Streat-art. Приглашаются уличные художники со всей страны и из-за рубежа. Эскизы собирают за полгода, для прошедших отбор работ в городе согласуются легальные места нанесения. Фестиваль уличного искусства проходит при поддержке городской администрации», – говорит Антон Мосягин, учредитель агентства «Культурный дизайн».

Город осваиваемых индустриальных пространств


Промышленное происхождение города подтверждается буквально на каждом шагу: здесь, прямо в центре, можно встретить самое разное индустриальное наследие от XVIII века и до наших дней. Город был обречен на то, чтобы научится работать с бывшими промышленными пространствами.
Территория Екатерининского железоделательного завода еще в 70-е годы прошлого века была преобразована в Исторический сквер. В цехах XVIII века расположены музеи, под открытым небом выставлены станки и производственные машины.
Обязательным к посещению является кафе Mama's Big House  – заведение работает в помещении первого каменного административного здания города Екатеринбурга, бывшей горной канцелярии Уральских заводов. Кирпичные своды, под которыми трудились основатели города и где бывали Витус Беринг, Менделеев, Чехов и Гумбольдт, доступны для гостей и горожан семь дней в неделю круглосуточно.

В доме культуры «Профинтерн» в 80-е годы открылся первый Свердловский рок-клуб. «Я был в начале 90-х еще старшим школьником и активно там тусовался. Рок-клуб был создан официально от горкома партии, хотя все-таки это скорее был удар снизу, который встретил разрешение. «Наутилус», «Настя» – это первая волна свердловского рока, я пересекался с уже более поздними коллективами – «Смысловыми галлюцинациями», «Агатой Кристи». «Смысловые галлюцинации» – последняя группа, которую приняли в рок-клуб в самом начале двухтысячных», – вспоминает Антон Мосягин.
В конструктивистской типографии «Дом печати» расположен одноименный клуб. Помимо грандиозных вечеринок, он славен своими «лофтовыми» интерьерами: здесь сохранена и поддержана вся промышленная эстетика, сопровождавшая типографию с 30-х годов и до недавнего времени.
В бывшем здании гостиницы «Исеть» в городке Чекистов расположен ресторан «Фабрика-кухня». Общепит в жилом комбинате НКВД №2 был всегда, так что это пример преемственности традиций. В «Фабрике-кухне» и сегодня можно отведать фирменное уральское блюдо – пельмени нескольких сортов на любой вкус.
С индустриальными смыслами работают не только ритейлеры, но и художники: одно из самых масштабных культурных событий Екатеринбурга – Уральская индустриальная биеннале современного искусства. На несколько месяцев в галереи превращаются еще не освоенные индустриальные пространства, выставки открываются прямо в цехах работающих предприятий. Не дожидаясь биеннале, можно посетить уральский филиал ГЦСИ, расположенный по адресу Добролюбова, 19а.
Самым смелым и актуальным проектом по работе с промышленным наследием можно назвать культурный и туристический кластер в соцгороде Уралмаш. Этот периферийный район (по сути, город в городе) стал сейчас заповедником конструктивизма и центром активного интереса развития города. На бульваре Культуры здесь проходят фестивали и ярмарки, в здании старого ДК Уралмаш играются променад-спектакли об истории соцгорода и завода.
Символом района, да и всей этой героической эпохи архитектуры авангарда, можно смело назвать Белую башню. Пример спасения водонапорной башни – уникальный для России случай успешного проекта городских активистов. Сегодня башня безопасна для посещения и является интересным промышленным пространством и  смотровой площадкой для обзора соцгорода Уралмаш и Уральских гор, лежащих за краем Екатеринбурга.
Екатеринбург активно наводит мосты между своим индустриальным прошлым и будущим. Эксперименты в этой области, поиски и метания выливаются в смелые, необычные проекты. Город сам становится фабрикой, лабораторным корпусом своего развития. Понаблюдать за этим экспериментом можно прямо сейчас.
Дешевые билеты онлайн
Взрослые
от 12 лет
Дети
2-12 лет
Младенцы
до 2 лет
Читайте в феврале BUSINESS TRAVELLER №32
  • Авиа: Самый дальний в мире пассажирский рейс
  • Бизнес: Деловые путешествия под ключ
  • Диалоги: Основатель компании ABBYY Давид Ян
  • Направления: Сингапур | Камбоджа | Фукуок | Сулавеси | Тобольск | Австрия
Оформить подписку