Премия

Как сегодня в нашей стране обстоят дела в бизнес-авиации

Если вы по каким-либо причинам не хотите связываться с гражданской авиацией, то в небо у вас два пути: самому стать пилотом или воспользоваться услугами бизнес-авиации. Кирилл Сидоров выяснил, как сегодня в нашей стране обстоят дела в этом сегменте рынка

Небо над землей

Сегодня частные полеты можно выполнять почти над всей территорией России, за исключением воздушного пространства над Москвой, государственными резиденциями и рядом объектов режимного, военного, химического или секретного назначения (зона А). Перед вылетом достаточно отправить на специальный сайт заявку уведомительного характера, содержащую информацию о месте взлета и посадки (для зоны G). Еще несколько лет назад действовала разрешительная система, когда в течение суток приходилось дожидаться положительного ответа на отправленный запрос. Сейчас она сохранилась для зоны С (где, например, летают реактивные самолеты), но время ожидания сократилось до пары часов, а с развитием интернета упростилась и сама процедура.
Однако по сравнению с Америкой, Австралией или Новой Зеландией, где на самолетах малой авиации летают чуть ли не в булочную, у нас это по-прежнему остается редким явлением, во многом из-за проблем с инфраструктурой.
По подсчетам специалистов, в США около 15 тысяч аэропортов. У нас же около 300 сертифицированных аэродромов, из них 100 – с бетонной взлетно-посадочной полосой, остальные – грунтовые. Есть, правда, большое количество посадочных площадок – асфальтовых полос длиной около 800 м, и для легкой авиации этого вполне достаточно. При этом расстояние между аэропортами в среднем достигает 800-900 км, что серьезно усложняет жизнь пилотам-любителям, учитывая, что у малой авиации дальность полета – 400-500 км.
Популярность и доступность частной авиации в США неминуемо сказывается и на сфере обслуживания. «В большинстве европейских стран, не говоря уж о России, нельзя осуществлять посадку на аэродром, если в этот момент не поддерживается радиосвязь с землей, – рассказывает Андрей Гаврилов, пилот, выполняющий коммерческие авиаперевозки в Европе. – В США и Австралии садиться на аэродромах, где вообще никого нет – обычная ситуация. Можно просто объявить в эфир, что такой-то борт собирается сесть там-то».
Вообще понятие «частная авиация» появилось в России сравнительно недавно, так как в советские времена оно просто отсутствовало в нормативных документах. «До 2008 года мы пытались строить рынок, которого не было, – говорит Сергей Ахапкин, гендиректор «Финам Аэро» (аэродром Большое Грызлово). – Мы первые построили частный аэродром. Потому что все аэродромы принадлежали государству, министерству обороны. Долго менялось законодательство, прописывались новые нормативные акты, авиационные правила, причем за основу брали зарубежный опыт. Сейчас рынок уже создан, остались некоторые шероховатости, но в целом работать можно».

Мне бы в небо

Для осуществления полетов требуются, в общем-то, такие же документы, как и для управления автомобилем: регистрация воздушного судна, сертификат летной годности (своего рода ТО), страхование гражданской ответственности, свидетельство пилота. Только в авиации это все гораздо сложнее.
Свидетельство частного пилота (private pilot license) дает право на управление легкими однодвигательными воздушными судами, запрещая при этом бороздить небо в коммерческих целях. Пилоты-любители, как правило, используют легкомоторные или поршневые самолеты на высоте до 2 тысяч метров. Выбор машин весьма велик – от советских самолетов Як-52, Як-54, Як-18T до современных Су-26, иностранных Cessna, Tecnam и др. Самый доступный способ оказаться в небе – арендовать воздушное судно. Минимальная стоимость аренды самого простого легкого самолета без топлива и пилота – 4-5 тысяч рублей в час. «Процедура достаточно гибкая, – утверждает Сергей Ахапкин. – Проверяются навыки частного пилота, подписывается договор аренды. Варианты любые: длительный срок, разовый полет. Существуют страховки, та же «каска» и т.д., все как с автомобилем».
Чтобы управлять бизнес-джетом (Bombardier, Gulfstream, Dassault, Boeing, Airbus), требуется свидетельство коммерческого пилота (commercial pilot license) или даже линейного пилота (airline transport pilot license). Эти корочки дают право выполнять полеты на многодвигательных и реактивных (что и подразумевает слово «джет») самолетах, в том числе в коммерческих целях. Такая авиация используется исключительно в деловых целях, поэтому самолеты, как правило, берутся в аренду уже вместе с экипажем. «Бизнес-авиация работает по принципу такси, – рассказывает Александр Мальков, генеральный директор компании Leading Charter Technologies. – Человек звонит нам и говорит: «Завтра мне надо вылететь из Москвы в Ниццу». Ему предлагается несколько вариантов самолетов, после чего заключается договор и предоставляется воздушное судно с экипажем. Что касается цен, то, например, тот же перелет «Москва – Ницца» 3,5 часа на 7-местном самолете будет стоить от 20 тысяч евро, на 11-местном – от 35 тысяч». Понятно, что пункт назначения может быть абсолютно любой.

Учатся летать

В России свидетельство частного пилота (PPL) выдает «Росавиация». Но чтобы его получить, нужно пройти обучение в одном из Авиационных учебных центров (АУЦ). При выборе места обучения следует обратить внимание на то, есть ли у заведения действующий сертификат АУЦ, выданный «Росавиацией», дающий им право обучать.
1.    Первое, с чем сталкивается каждый желающий получить свидетельство частного пилота, – это медицинская комиссия или врачебно-летная экспертиза.
2.    Получив «добро» от врачей, «курсант» приступает к теоретической подготовке (около 200 часов), включающей материал из десяти дисциплин. Например, метеорология, воздушное право и т.д.
3.    Успешно сдав зачеты, будущий пилот проходит курс наземной подготовки, занятий на тренажере, после чего получает инструктора и начинает летать.
4.    Чтобы получить свидетельство, нужно налетать минимум 42 часа. Как правило, вокруг аэродрома, отрабатывая развороты, взлеты и посадки. Это основные навыки, которыми необходимо владеть.
«Цена обучения складывается из стоимости летного часа, – комментирует Владимир Тюрин, глава правления Межрегиональной общественной организации пилотов и владельцев воздушных судов. – Минимальных 42 часов вам хватит, если вы гений и все схватываете на лету. Для обычного человека оптимальный минимум – около 60 часов. Соответственно, эти 60 нужно умножить на стоимость летного часа. В Америке это $100-120 в час (можно найти даже за $80), у нас – $200-250. Это так называемая «мокрая цена», не включающая в себя услуги инструктора».
В США инструкторы, как правило, люди, которые «наматывают» себе летные часы, прежде чем их возьмут в какую-нибудь авиакомпанию. По словам Владимира, за свои услуги они берут немного – $10-15 в час. В то время как в России наставник попросит от 1000 до 3000 рублей.
Путем несложных подсчетов можно выяснить, что за рубежом обучение будет дешевле. Еще один бонус – возможность освоить специфику радиопереговоров на международном английском языке. Правда, чтобы летать на родине, необходимо пройти процедуру подтверждения «буржуйской» лицензии. Для получения свидетельство пилота более высокой категории придется пройти обучение дополнительным знаниям и навыкам, налетать определенное количество часов.

Небо в алмазах

Серийного производства легкой авиации в стране нет. Но, с другой стороны, у нас выпускается большое количество единичных экземпляров (до 10 штук) мелкими производителями. Новый легкий двухместный самолет «Цикада-М» самарского производства с дальностью полета 600 км стоит от 2 млн 200 тыс. рублей. Также самарский двухместный самолет-амфибия «Корвет» с дальностью полета 400 км – от 2 млн рублей. Подержанный самолет популярной модели может обойтись в $20-30 тысяч. Таможенная пошлина на малые воздушные суда составляет у нас 20% (плюс 18% таможенный НДС), что поощряет ввоз устаревшей техники. Цены на новые американские «воздушные внедорожники» Maule, созданные для эксплуатации в суровых условиях Канады и Аляски и рассчитанные на пять мест, начинаются от $268 тысяч (средняя дальность полета – 1500 км).
Как правило, фирмы, специализирующиеся на продаже воздушных судов, предлагают широкий спектр услуг: от помощи в регистрации и получении сертификата летной годности, ремонта авиационной техники и ее компонентов, технического обслуживания, сдачи в аренду до обучения и переподготовки летного состава.
К стоимости воздушного судна нужно прибавить дополнительные расходы на горючее (в зависимости от типа двигателя самолеты могут заправляться керосином, бензином АИ-92, АИ-95 или дорогим авиатопливом 100LL), техническое обслуживание, стоянку (от 5 тыс. рублей в месяц на открытой площадке и от 20 тыс. рублей – в ангаре), ежегодное получение сертификата летной годности (от 50 до 150 тыс. рублей) и транспортный налог (250 рублей за одну «лошадиную силу» в год).
Цены на реактивные самолеты на порядок выше и начинаются от $3 млн (за б/у технику). При этом обслуживание в среднем обойдется в сумму от $700 тысяч в год. Вопросами содержания бизнес-джетов обычно занимаются компании-операторы. В их компетенцию входит найм экипажа (зарплата командира экипажа – от 8 тысяч евро, стюардессы – 3-4 тысячи), ежегодное повышение и поддержание его квалификации, кейтеринг, стоянка самолета (стоимость дня простоя в одном из столичных аэропортов – от 1700 евро), ТО и ремонт самолетов.
1.    Boeing Business Jet, дальность полета – 12,497 км. Количество пассажиров – 19. Цена – от $80 млн.
2.    Gulfstream G650, дальность полета 12,964 км. Количество пассажиров – 14. Цена – от $55 млн.
3.    Bombardier Challenger 850, дальность полета – 4500 км. Количество пассажиров – 13-14. Цена – от $35 млн.
4.    Cessna Citation Sovereign, дальность полета – 4800 м. Количество пассажиров – 8-9. Цена – от $18 млн.
«Отдельная статья расходов ($2-3 млн) – это салон бизнес-джета, – комментирует Дмитрий Кузнецов, генеральный директор компании SkyJet. – Его всегда отделывают эксклюзивно под вкус и требования хозяина, начиная от цвета кожи салона и заканчивая отделкой фюзеляжа. Восточные клиенты любят, чтобы салон был украшен коврами. Один наш клиент как-то заказал для перелета точную копию Boeing 707 Джона Траволты».
Что касается вертолетов, то этот рынок полностью иностранный, не считая единственного отечественного серийного аппарата – Ми-8. Для новичков оптимальный и самый популярный в мире вариант – Robinson Р44 (новый вертолет будет стоить от $700 тысяч). Другая модель этой марки: Robinson R66 Turbine – $1 436 650.

Живут самолеты

На данный момент только в Московском регионе насчитывается больше десяти аэродромов, пригодных для малой авиации: Большое Грызлово, Северка, Ватулино, Коломна, Верея, Шевлино, Волосово, Дранино, Вихрино, Ступино. На аэродромах, как правило, размещается сразу несколько аэроклубов или школ. «Аэродром – мекка частной авиации, где можно попробовать все и определиться в своих желаниях, – рассказывает Сергей Ахапкин. – Есть разные виды полетов: кого-то интересует спорт, высший пилотаж, кто-то предпочитает маршрутные полеты. На аэродроме представлен весь спектр услуг: можно научиться летать, приобрести воздушное судно, обслуживать его там, хранить, взять в аренду и даже построить рядом с аэродромом домик. Сейчас у нас запускается проект строительства небольшой авиадеревни для постоянных клиентов».
Приземляться можно даже в Шереметьево, Домодедово или Внуково. Правда, это может оказаться накладно: стоимость будет зависеть от того, работаете ли вы напрямую с аэропортом или через посредника – коммерческого оператора, который обеспечивает ваше пребывание в аэропорту «под ключ». Правда, на частную авиацию крупные аэропорты ориентируются в последнюю очередь. Предпочтение отдается регулярным рейсам. В связи с этим возникает ряд проблем – задерживается время вылета, разрешение на запуск самолета и т.д. Хотя аэропорты стараются развивать эту отрасль.
Лететь можно, куда хватает фантазии и технических характеристик самолета. «Чем хороша бизнес-авиация – она развязывает вам руки, – говорит Александр Мальков. – Если вы можете позволить себе потратить миллион евро, то полетите в кругосветное путешествие. Наши коллеги как раз недавно отправили человека вокруг Земли. Но надо учитывать, что мы предоставляем только самолеты. Как правило, если человек задумал такое путешествие, у него есть туристическая компания, которая рассчитывает маршрут и бронирует отели. Мы под эти отели подбираем ближайшие аэропорты».
Обычно маршрут кругосветки такой: Москва – Европа – Северная Америка – Южная Америка – Австралия – Индонезия – Евразия – Ближний Восток – Москва. Везде можно найти аэропорт, пригодный для посадки джета.
Главная же трудность кругосветок для легких самолетов заключается в том, что запаса горючего не хватит, чтобы целиком перелететь Атлантику. По опыту Андрея Гаврилова, нужно приземляться в Гренландии. «Там многие летают, и ничего удивительного в этом нет. При перелете через Тихий океан придется заправляться на  Аляске. У самолетов малой авиации среднее время нахождения в полете пять часов, если же установлен специальный танкер, может быть и восемь. Но скорость у них гораздо ниже, чем у реактивных самолетов, поэтому маршрут нужно рассчитывать просто ювелирно. Помню, летал мимо Гавайских островов: там хорошо развита инфраструктура. Но если промахнулся мимо острова и улетел в океан, то больше садиться будет негде».

Топ частных самолетов

1. Dassault Falcon 2000 EX Михаэля Шумахера (крейсерская скорость – 920 км/ч, дальность полета – 6020 км, вмещает 8 пассажиров). На фюзеляж лайнера нанесены инициалы гонщика.

2. Boeing 767-238/ER основателей компании Google Сергея Брина и Ларри Пейджа (крейсерская скорость – 850 км/ч, дальность полета – 9400 км). Самолет был переоборудован в частный джет из коммерческого лайнера Boeing 767-200, теперь на борту раздельные кабинеты отцов-основателей интернет-компании с общей вместимостью до 50 пассажиров.

3. Boeing 757-23А группы Iron Maiden (крейсерская скорость – 850 км/ч, дальность полета – 7275 км). Коллектив использует самолет во время мировых турне, так как обычно с музыкантами путешествует около 100 человек обслуживающего персонала. Самолет нередко пилотирует вокалист группы Брюс Дикинсон. На фюзеляже изображен логотип британских металлистов. Эдди – персонаж-талисман Iron Maiden – путешествует в багажном отделении.

4. Boeing 767-33A/ER Романа Абрамовича (крейсерская скорость – 850 км/ч, дальность полета – 9400 км) располагает противоракетной системой. Салон отделан золотом и красным деревом.

5. Boeing-757 Дональда Трампа (крейсерская скорость – 850 км/ч, дальность полета – 7275 км). В самолете имеется несколько комнат, в том числе ванная, где краны и прочие детали покрыты золотом, спальня с большой кроватью, гардеробом и гостиная с домашним кинотеатром.

Мнение

Дмитрий Грамотенко,
учредитель компании Jetto Travel
Основная наша деятельность – это организация чартерных рейсов и side-management воздушных судов. В среднем на каждом рейсе летит три-пять пассажиров, но мы также можем организовать корпоративную поездку свыше 100 человек. Наша компания занимается бронированием отелей, яхт, организацией трансферов и даже личной охраной, то есть мы можем сделать поездку «под ключ».
В этом году Jetto Travel вступила в партнерство с самым крупным скандинавским оператором Jetflite, который более 35 лет работает в сфере бизнес-авиации и занимается перевозкой как бизнесменов, так и высокопоставленных чиновников в Финляндии. В рамках этого партнерства мы на эксклюзивных условиях арендуем у Jetflite многие из коммерческих бортов, находящихся в их флоте. Кроме того, некоторые частные владельцы сдают в свободное от собственных полетов время свои самолеты, которые мы также можем предложить нашим клиентам.
Любой владелец воздушного судна – очень богатый человек. Это значит, что он умеет считать свои деньги. А самолет – это такая вещь, которая денег не приносит в принципе, только потребляет. Это плохая инвестиция! Например, только на содержание самолета в год тратится $3-4 млн.
Есть владельцы, категорически не сдающие свои самолеты в аренду, но некоторые, стремясь отбить какое-то количество денег на обслуживание, предоставляют воздушные судна для коммерческих полетов. Делают они это, как правило, на определенных финансовых условиях и с учетом отдельных тонкостей, например: запрет курить на борту, пить красное вино или ходить в обуви. У владельца может появиться немало проблем, связанных с содержанием самолета. Jetto Travel предлагает помощь собственникам в вопросах сдачи их бортов в аренду, а также в оптимизации расходов на обслуживание их самолета путем сокращения некоторых статей расходов и контроля над деятельностью компании-оператора (особенно если у владельца появляются сомнения в добросовестности такой компании).
Работая с Jetto Travel, вы получаете неоспоримые плюсы: собственный флот – самолет из первых рук, отдел кейтеринга и профессиональные стюардессы, которые составят меню, учитывая все пожелания пассажиров, а также отдел ПДС, то есть возможность оперативного получения в кратчайшие сроки всего необходимого для обеспечения полета (слоты, разрешения). Ошибки в нашей сфере деятельности стоят очень дорого, поэтому, дорожа своей репутацией и своими клиентами, мы стараемся все держать под контролем.

Дешевые билеты онлайн
Взрослые
от 12 лет
Дети
2-12 лет
Младенцы
до 2 лет
Стартовал четвертый фестиваль морских специалитетов «Держи Краба!», который проводит Паназиатский ресторан Zuma (Владивосток). С прошлого года фестиваль стал общероссийским и теперь попробовать краба по специальной цене можно от Москвы до Владивостока в 71 ресторане-участнике более чем в 20 городах России.
Небольшой и очень удобный регион для автопутешествий на выходные
Новые модели самолетов, масло вместо керосина и электродвигатели – как авиакомпании пытаются сделать авиаперевозки более безопасными для окружающей среды
показать еще
Читайте в сентябре BUSINESS TRAVELLER №35
  • Деловой туризм в Абу-Даби: площадки, идеи и рекомендации
  • Тенденции: Гастрономические рейтинги как бизнес-инструмент
  • Диалоги: Елена Шубина об интуиции в издательском деле
  • Направления: Абу-Даби | Норвегия | Лигурия | Дрезден | Бал-Харбор
Оформить подписку