Премия
Премия

Ключи от зажигания

Представьте: вы долго готовились к публичному выступлению, и вот настал час X. Вы поднимаетесь на сцену, начинаете речь и уже через несколько минут замечаете, что вас не слушают: кто-то сидит в телефоне, кто-то разговаривает с соседом. Что делать? Бизнес-тренер и специалист по ораторскому искусству Галина Панина рассказывает, как удержать внимание аудитории

Чтобы понять, как работает механизм, который цепляет зрителя, вспомните себя. Вы сидите на конференции третий час, наверняка у вас в руках телефон и, скорее всего, вы смотрите именно в экран, а не на сцену. Объявляют неизвестного вам человека – вы даже не сразу поднимаете на него глаза. Но вдруг что-то заставляет вас взглянуть на него – один раз, другой... И в какой-то момент вы обнаруживаете себя включенным в действие, где телефону просто нет места. Как это происходит? Хорошо, как – это сложно. Давайте подумаем, когда это происходит.

Когда вы точно знаете, о чем говорить

Целеустремленность – признак лидерства, а обращать внимание на лидера, пусть даже соперника, нам велит инстинкт.
Проверить, знаете ли вы, о чем собираетесь вещать, легко. Кроме того, это одно из самых полезных упражнений для любого спикера. Соберите всю суть вашего выступления в одно предложение из 10-12 слов. Именно суть, которую вы хотите передать. Не название вашей презентации, а главную мысль, по которой слушатель вас запомнит. Чтобы на вопрос «О чем говорил этот человек?», о вас отвечали этой фразой.
Собрали? Теперь запишите это предложение и проверьте все слайды презентации и части вашего выступления на соответствие этой формулировке. Не обманывайтесь: если какая-то часть «провисает», или вы вдруг начинаете сами себя оправдывать тем, что у вас «ну очень сложная тема», то либо вы сформулировали слишком широко, либо не знаете, о чем собираетесь говорить.
В моей практике всего пару раз было так, что человек мог сразу выдать емкую и точную формулировку своей речи. Это самая сложная задача, но и самая результативная. Мы можем не уметь сжать собственную речь до одной фразы, но точно знаем и чувствуем, когда это умеет делать выступающий. И поверьте, мы восхищаемся такими спикерами. Как говорили древние: кто ясно мыслит – ясно излагает.

Когда вы испытываете эмоции

Вы можете быть не согласны с оппонентом или разозлены, но, если вам интересно, всегда чувствуете ответную реакцию на выступление. Давайте подробнее разберемся в этом удивительном механизме – эмоции как реакция на чьи-то слова.
Молодая, но очень дерзкая наука нейробиология дает вполне исчерпывающее объяснение этого явления. Возможно, вы слышали о нейромедиаторах – это особые вещества, с помощью которых наши нейроны обмениваются информацией друг с другом. Именно нейромедиаторы дают нам возможность почувствовать себя счастливыми (дофамин, например), влюбленными или нервными. В 1994 году итальянский профессор Джакомо Риззолатти сделал открытие, которое принесло ему мировую известность – зеркальные нейроны. Это такие нейроны головного мозга, которые возбуждаются при выполнении определенного действия или при наблюдении за выполнением этого действия другим человеком.
Что это открытие дает нам, спикерам? Коротко говоря, человек, который рассказывает о своем экстремальном путешествии, может заставить слушателей испытывать ровно те же эмоции, что чувствует он сам. Вспомните любимый фильм. Сюжет на экране, не в реальной жизни, вызывает в вашем мозге вполне реальные химические процессы. Тесты МРТ показали, что мозг увлеченного слушателя активирует те же зоны, что и мозг рассказчика. Разве это не удивительно? Как удержаться, чтобы не использовать такое чудо? Поднимаясь на сцену или входя в переговорную комнату, грамотный спикер прежде всего настраивает себя на нужную эмоцию. Ту самую, которую он хочет вызвать у других.

Когда вы говорите понятно

Вы увлечены и заинтересованы только в том случае, когда вам понятно, о чем говорят, даже если слышите какие-то новые факты. Однажды Саймон Ланкастер, один из самых высокооплачиваемых спичрайтеров и коучей современности, провел великолепный опыт: проанализировал речи нескольких десятков политиков. Он выяснил, что почти все выпускники дорогих частных школ практически не употребляли сложных терминов, требующих у неподготовленного слушателя дополнительных пояснений. В то время как политики, получившие менее качественное и глубокое образование, украшали свою речь замысловатыми конструкциями, подчас нуждающимися в настоящей расшифровке. Перед тем как вы возразите, что ваш-то предмет уж точно не может обойтись без чрезмерной терминологии, подумайте о слушателях. Каждый из них, как и вы, живет в определенном информационном пузыре. Он читает свою ленту новостей в социальных сетях, общается на своем языке с коллегами. Каждая новая информационная волна еще на входе проходит через настоящий фильтр – согласно собственному выстроенному порядку мозг слушателя принимает решение, стоит ли ему тратить время на дешифровку того, что он слышит. Каждый сидящий в зале находится в плотном информационном шаре. И вы сами живете в таком же, только своем. Ваша задача – дотянуться до ума и сердца каждого слушателя, не только преодолев собственный информационный пузырь, но и преграды каждого. Серьезная задача, не так ли? Вот почему так важно – не создавать преграды на пути понимания вашего послания, а наоборот, максимально его облегчить. Ведь мозг – существо на редкость циничное и ленивое, которое не так-то просто убедить потратить время на особые усилия.

Зажечь себя

Ясная цель спикера, неподдельная страсть к своему предмету и доступное изложение – вот то, что объединяет речи Черчилля и Мартина Лютера Кинга, Стива Джобса и Цицерона. Эти три секрета Полишинеля хорошо знают голливудские сценаристы. В фильмах, особенно в байопиках, где показывают историю успеха, обязательно есть сцена, когда герой сначала не производит впечатления на окружающих, но потом, вдохновившись, вдруг настолько увлекается материалом, что даже не замечает, как правит залом.
В моей практике подготовки спикеров я часто прибегаю к эксплуатации увлеченности клиента, когда нет времени на серьезную систематическую подготовку.
Целеустремленность — признак лидерства, а обращать внимание на лидера, пусть даже соперника, нам велит инстинктСначала я выслушиваю всю заготовку выступления в целом и вместо того, чтобы переделывать ее, прохожусь по некоторым элементам, чтобы понять, какие из них цепляют самого рассказчика. Ускоренная речь, увеличенная жестикуляция, изменившаяся поза – всё это сразу подсказывает, что на самом деле нравится человеку, а что он считает полезным. Тогда, исходя из обнаруженной внутренней страсти спикера, мы расставляем акценты в речи так, чтобы именно они привлекали внимание и запоминались.
Вот так и получается, что для того, чтобы выступать интересно и зажигать публику, сначала надо зажечь самого себя. Искренне и по-настоящему. Любопытно, что себя мы можем обмануть, а вот зрителей – никогда. Сцена – как кинокамера, обнажает все наши маски. Сцена не любит ложные декорации и специально сшитые костюмы. Каждый успешный спикер, поднимаясь по ступенькам на небольшой пятачок дома культуры или огромную конструкцию Олимпийского, на разные лады повторяет себе: «Я – король». А вот голый он или нет – покажет сцена.
Дешевые билеты онлайн
Взрослые
от 12 лет
Дети
2-12 лет
Младенцы
до 2 лет
Премия

журнал для тех, кто много путешествует по работе и не только

На страницах журнала можно найти все, что понадобится деловому человеку и путешественнику в поездке: последние достижения travel-индустрии, сравнительная информация о крупнейших международных авиакомпаниях, аэропортах, отелях, сведения о программах лояльности, страховании в поездках, банковских и бизнес-продуктах и многое другое.
Уикенд на севере Шотландии
Читайте в октябре BUSINESS TRAVELLER №30
  • Бизнес: Бахрейн как финансовый центр арабского мира
  • Тенденции: Рейтинг лучших коворкинг-пространств планеты
  • Активный отдых: Три экстремальных места для выхода из зоны комфорта
  • Направления: Нью-Йорк | Бахрейн | Сардиния | Северная Шотландия
Оформить подписку