Премия

Какие технологические новинки появятся в аэропортах

Аэропорты России, следуя мировым трендам, активно автоматизируют и оцифровывают инфраструктуру и сервисы. Каких современных технологий стоит ждать пассажирам отечественных воздушных ворот в ближайшее время?

Аэропорт без очередей и лишних действий, с понятным информированием пассажира и мгновенной реакцией в случае нестандартных ситуаций. Возможно ли это? Помочь авиакомпаниям и воздушным воротам страны стать клиентоориентированными поможет всеобщая цифровизация, то есть частичная или полная замена сотрудников автоматами и роботами.

Без бумаг и с телефоном

В конце февраля в индустрии гражданских авиаперевозок России случилось эпохальное событие – был дан зеленый свет на использование электронных посадочных талонов при вылетах из отечественных аэропортов. Активно электронные посадочные начали применять в Европе с конца 2000-х годов, пионерами были аэропорты Амстердама и Парижа.
Теперь бумажные талоны не нужны и в России. Пассажиру больше не придется искать принтер или тратить время у киосков регистрации. Впрочем, всегда есть выбор: от бумажных талонов пока не спешат отказываться те, кто летает с багажом, и командировочные. Первым иногда банально больше не к чему приклеить багажную бирку, а вторым приходится отчитываться перед бухгалтером, который пока охотнее принимает традиционные посадочные.
Поправки в Воздушный кодекс только-только приняты, и не все аэропорты страны пока имеют оборудование, считывающее электронный посадочный. На момент сдачи номера в печать попасть на борт самолета с помощью смартфона можно было лишь на часть рейсов в Домодедово и аэропорту Уфы. В остальных аэропортах еще предстоит организовать систему для проверки актуальности данных на электронном талоне. Сейчас такие работы ведутся в большинстве воздушных гаваней страны. Предполагается, что в крупных аэропортах с пассажиропотоком от 1 млн пассажиров в год воспользоваться смартфоном для попадания в «чистую зону» можно будет уже до конца 2019 года.



Читайте также:
о высоких технологиях в самых продвинутых аэропортах мира



Мобильный телефон пассажира аэропорт может использовать не только для считывания штрих-кода на билете. По сути, смартфон – это самый эффективный канал связи с пассажиром. На него можно присылать уведомления в ситуациях сбоя, сообщать о гейте вылета или его смене, уведомлять о выдаче багажа, а также предлагать персонифицированные предложения как от перевозчиков, так и от других компаний – например, служб такси или ресторанов.

Вкалывают роботы

Автоматическое обслуживание пассажиров в аэропортах – уже давно не новость. Так, сейчас можно улететь из сингапурского аэропорта Чанги, практически не взаимодействуя с реальными людьми. Постепенно эта технология завоевывает и другие воздушные гавани по всему миру.
Всё начинается еще в момент регистрации багажа. В Шереметьево и Домодедово в 2017–2018 годах установлены специальные секции, где пассажиры самостоятельно регистрируют и оформляют свой багаж до пункта назначения. Пусть пока не у всех получается с первого раза сэкономить время на такой процедуре, зато можно почувствовать себя самостоятельным и на несколько минут представить себя агентом на регистрации, наклеивая багажные стикеры на чемодан.
Следующий этап – турникеты, которые по посадочному талону понимают, пускать ли его обладателя дальше или нет. Такие ворота со считывателями работают в новейшем терминале В московского аэропорта Шереметьево, позволяя пройти в зону контроля безопасности. А в Домодедово пошли дальше: турникеты здесь стоят не только для доступа к таможенным службам и пограничному контролю, но и при выходе на посадку у гейтов. Это позволило минимизировать число агентов – теперь у гейта достаточно одного специалиста, чтобы контролировать процесс посадки. Аналогичные турникеты установлены также в сочинском аэропорту.

Биометрическое будущее

Автоматизация, электронный посадочный и турникеты – это лишь вершина огромного айсберга под названием «оцифровка пассажирских действий». Аэропорты и перевозчики готовы пойти дальше и активно использовать биометрические данные для идентификации пассажиров. Так, авиакомпания S7 Airlines планирует уже в этом году интегрировать технологию распознавания лиц (face recognition) в Домодедово, но пока только в работу бизнес-залов. Программное обеспечение на основе обучаемых нейронных сетей позволит идентифицировать пассажиров S7 и предлагать им персонализированные услуги в лаунже. Система подскажет сотрудникам, если кто-то из пассажиров рискует пропустить посадку на свой рейс, а благодаря современным технологиям камеры будут опознавать пассажира и выводить на информационные экраны в лаунже именно данные по его рейсу.
В авиакомпании «Аэрофлот» планируют использовать аналогичные данные, но уже при посадке на борт самолета. Перевозчик в этом году планирует начать в Шереметьево тестирование технологии биометрической идентификации пассажиров. Сначала человека будут фотографировать на входе в «чистую зону» аэропорта, связывая таким образом его биометрический образ и посадочный талон. Затем эта информация будет проверяться уже на гейте, во время посадки. По оценкам перевозчика, биометрические данные позволят ускорить процесс посадки на треть, что особенно важно для оперативной отправки широкофюзеляжных самолетов с большим количеством пассажиров.
Более того, биометрию могут использовать не только авиакомпании, но и государственные органы. В Шереметьево в тестовом режиме уже стали использовать кабины автоматизированного паспортного контроля. Пользоваться ими могут только граждане России. Кабина представляет собой двойной турникет, в котором нужно сначала отсканировать паспорт, затем сделать фото и снять отпечатки пальцев, после чего система сравнит их с биометрическими данными в загранпаспорте и информацией из базы судебных приставов. Если все в порядке – загорается зеленый свет, и турникет открывается. В остальных случаях к кабине будет вызван сотрудник пограничной службы. Автоматизация активно шагает по планете: в Италии, например, три аэропорта – в Риме, Болонье и Неаполе – уже внедрили биометрический паспортный контроль. Эта процедура ускорит процедуру пограничного контроля, облегчит нагрузку на сотрудников и снизит очереди в пиковое время. Если тестирование пройдет успешно, кабины появятся также в Домодедово и Внуково. Правда, ручной труд всё равно останется, ведь печати в загранпаспорт о прохождении границы еще никто не отменял, а автоматы ставить их еще не научились.
Общие расходы аэропортов во всем мире на информационные технологии в 2018 году достигли $10 млрд (в 2017-м – $8,6 млрд) Новейшие технологии взаимодействия с пассажиром действительно облегчают жизнь, экономят кучу времени и других ресурсов. Это тот самый случай, когда в установке умных турникетов и систем биометрического контроля заинтересованы все – и перевозчики, и аэропорты, и государство, и сами пассажиры.
Конечно, не всё идет гладко… Основной барьер – законодательная база, которая меняется медленно. Второе препятствие – высокая стоимость проектов. Так, багажные метки с RFID в несколько раз снижают риски потери багажа, но каждая такая метка и стоит в несколько раз дороже, чем обычный стикер.
По данным компании SITA, специализирующейся на IT-услугах в авиационной отрасли, общие расходы аэропортов во всем мире на информационные технологии в 2018 году достигли $10 млрд (в 2017-м – $8,6 млрд). Автоматизация в аэропортах, в том числе и в России, несмотря даже на возможный кризис рынка гражданских авиаперевозок, будет только расти. Поэтому не удивляйтесь, если в один прекрасный день в аэропорту вас встретит не сотрудник паспортного контроля, а турникет. Вскоре это станет такой же обыденностью как, например, онлайн-регистрация.
Дешевые билеты онлайн
Взрослые
от 12 лет
Дети
2-12 лет
Младенцы
до 2 лет
Совет по туризму Сингапура запустил глобальную программу лояльности для MICE групп - INSPIRE
Стартовал четвертый фестиваль морских специалитетов «Держи Краба!», который проводит Паназиатский ресторан Zuma. Попробовать краба по специальной цене можно от Москвы до Владивостока в 71 ресторане-участнике более чем в 20 городах России.
Небольшой и очень удобный регион для автопутешествий на выходные
показать еще
Читайте в сентябре BUSINESS TRAVELLER №35
  • Деловой туризм в Абу-Даби: площадки, идеи и рекомендации
  • Тенденции: Гастрономические рейтинги как бизнес-инструмент
  • Диалоги: Елена Шубина об интуиции в издательском деле
  • Направления: Абу-Даби | Норвегия | Лигурия | Дрезден | Бал-Харбор
Оформить подписку