Премия

Как работает приложение «Едадил»

Реклама

Создательница приложения «Едадил» Наталия Шагарина рассказала, как прошла путь от «стартапа, созданного матерями для матерей» до компании, где используются передовые технологии машинного обучения и работа с большими данными.

Какой опыт из прошлого помог вам в создании «Едадила»?
До «Едадила» я успела поработать и в журналистике, и в западном пиар-агенстве, где каждый новый проект – считай, новое трудоустройство, новая индустрия и новый бизнес.
Я создавала для клиентов цифровые продукты и много работала с компаниями, производящими продукты и фармацевтику. Этот опыт, разумеется, в меня впитался, как запах трав в вино.
Некоторые стартапы идут от изобретения технологии, которой ищется применение в реальной жизни. А здесь, наоборот, была довольно простая в изложении идея, для развития которой требовались все более сложные технологические решения.



«Едадил» – приложение, которое собирает акции и скидки в ближайших к пользователю магазинах, а также предлагает купоны и кэшбэк на товары повседневного спроса и лекарства. По свежим данным «Медиаскопа», хотя бы раз в месяц им пользуется 16,5% россиян. «Едадил» был основан в 2012 году, контент-менеджеров для него Шагарина искала на форумах для молодых матерей. В 2015 году 10% компании купил «Яндекс», и стало понятно, что дальше «Едадил» будет расти в расчете на него. Так и произошло: через три года «Яндекс» выкупил компанию целиком.




Но все-таки: насколько сложно в 32 года, будучи гуманитарием, запустить технологический стартап?
В этой моей слабости – основная сила: не будучи технарем, ты даже и не пытаешься все познать и сделать сам, всегда ищешь соратников. Но если у гуманитария в голове правильное устройство мира, и есть люди с головой и руками, которые готовы за ним пойти, все может получиться.
Человек созидательный идет по жизни, постепенно обретая опыт, знакомства с единомышленниками, «насмотренность». И когда уже берешься за создание собственного бизнеса, в ход идет все: старые идеи, связи, обрывки разговоров, ассоциации. Скажем, логотип «Едадила» нарисовал знакомый художник, которого я попросила соединить Крокодила Гену, Муми-тролля и жившего в коробке дракончика из советского мультика.

А когда в вашей жизни возник «Яндекс»?
Первое знакомство случилось в 2010 году, когда я выступала на стороне его партнеров. А в декабре 2012-го я пришла туда продакт-менеджером – сделанный летом за полгода до этого «Едадил» уже ехал по рельсам. Почти через год моей работы в «Яндексе», осенью 2013-го, «Едадил» появился в Appstore, а я узнала, что беременна третьим ребенком. Так что моей компании, на которую я вынужденно переключилась в декрете, повезло от вложения моих сил, энергии и небольших денег. Уже в 2015 году «Яндекс» купил первые 10% и стал называть нас своей экспериментальной площадкой.

Какими «изобретениями» «Едадила» вы гордитесь?
Самым первым «изобретением» было то, что мы не испугались собирать брошюры из всех магазинов практически вручную: не ждали технологической готовности магазинов передавать нам данные о скидках в удобном формате, а забирали как есть: хоть в текстовом файле по электронной почте, хоть в PDF с сайта. Со временем мы смогли автоматизировать процесс и собрали данные более чем из 600 сетей в России.
Обрабатывали мы эту информацию и «укладывали» в интерфейс так, чтобы удобно было именно покупателям, дав им возможность находить нужные товары в городе и смотреть самые привлекательные цены по категориям. «Едадил» начали использовать миллионы людей в России, а мы стали понимать, чем именно интересуются покупатели в той или иной локации, и создавали рекламные продукты, которые учитывали интересы конкретных пользователей.
А что было дальше?
«Едадилу» было важно доказать, что мы влияем на покупки. В 2016 году мы придумали электронные купоны по аналогии с бумажными, которые в Америке использует каждая домохозяйка: там их получают либо на кассе на следующую покупку конкретного товара, либо по почте. Это довольно эффективный маркетинговый инструмент – только дорогой, и требуется физический носитель.
На удивление, именно в России в супермаркетах купоны можно было сделать сразу электронными благодаря системе контроля за оборотом алкоголя: по счастливому совпадению, сканер для акцизных марок умеет считывать уникальный код с экрана смартфона. Такой универсальной возможности нет ни в Европе, ни в Америке – вообще, с точки зрения разработчиков «Едадила», многие государственные IT-системы в России более развиты, чем в мире.

Одними купонами дело не ограничилось?
Но по-настоящему высокотехнологичной компанией «Едадил» стал, когда мы изобрели кэшбэк – возможность отсканировать QR-код на чеке и вернуть часть денег за определенные товары благодаря единой интеграции с федеральной налоговой системой. Мы стали первыми не только в России, но и в мире, а к моменту запуска кэшбэка у нас было 5 млн пользователей.
Ты покупаешь в магазине товар, за который есть кэшбэк, берешь чек. Сканируешь его, мы говорим «спасибо», идем в налоговую и узнаем электронный состав чека. Если в чеке есть товар, за который положен кэшбэк от нашего рекламодателя, мы его начисляем, и его можно легко перевести себе либо на счет «Яндекс.Денег», либо на мобильный телефон.

Сложно было это реализовать?
Самая технологически интересная часть кэшбэков скрыта «под капотом» системы. В первую очередь, нам нужно определить, кому из пользователей какой кэшбэк предложить. Для этого надо учесть как интересы покупателя, так и интересы рекламодателя. Чаще всего мы предлагаем накопительный кэшбэк, который выплачивается, например, за каждую пятую покупку. Это позволяет награждать самых лояльных пользователей и поддерживать их в решении покупать именно эту марку товара. У нас уже более 60 рекламодателей, наш инструмент признан хорошим дополнением к промоакциям на полках магазинов, он позволяет лучше понять и изучить предпочтения покупателей.
За год мы получили 80 млн чеков на общую сумму в 70 млрд рублей: внутри них десятки миллионов товаров, но в чеках они могут быть написаны по-разному – с ошибками, сокращениями. Нам пришлось создавать очень сложную систему для распознания содержимого чеков – пригодились поисковые технологии «Яндекса» и машинное обучение. Это IT-задачи уже не уровня стартапа из десяти человек, так что сейчас в «Едадиле» более ста сотрудников, и большинство из них программисты. Мы активно используем инфраструктуру «Яндекса» и технологические наработки.
А что получают ваши партнеры?
Сейчас мы знаем, что и по какой цене продается в магазинах по всей стране, и можем анализировать покупательские предпочтения, связывая онлайн-интересы и оффлайн-покупки. Это знание мы используем не только для доказательства нашей эффективности, но и готовы делиться им с клиентами, чтобы они могли строить свой бизнес на данных.
У нас особый портрет клиентов: мне кажется, мы работаем с самыми смелыми людьми в индустрии. Чтобы с нами сотрудничать, требуется определенная инновационность: конкуренция между рекламодателями тут не по принципу «кто больше заплатит», а по принципу «кто первый придет, и кто лучше научится использовать «Едадил» для себя». Потому что это очень сложный инструмент, и каждая компания строит свою стратегию и проводит свой набор экспериментов с разными сегментами покупателей.

Эти сегменты сильно различаются?
Все детство «Едадила» было потрачено на то, чтобы объяснить: нет, это не приложение для нищебродов. Это приложение для всех, кто уже понял, что такое смарт-шопинг. Мы недавно делали фокус-группы и выяснили, что люди, которые не используют «Едадил», просто пока до него не добрались. Внутри шопинга все люди похожи: нам не нравится тратить время и нравится покупать по оптимальной цене. Во многом наше приложение – про удовольствие от возможности выбора и от самих покупок.
У нас особый портрет клиентов: мне кажется, мы работаем с самыми смелыми людьми в индустрии В «Яндекс.Радаре» можно посмотреть показатели интернет-проектов, например, время, проведенное внутри приложения. У нас – 40 минут в месяц. Это примерно как «Пикабу»… Кто-то не поверит: «Да быть не может, никто так долго над молоком думать не будет». Я всегда привожу в пример каталог IKEA, который порой листаешь просто для удовольствия. У многих россиян пространство возможностей – печенье и молоко. Но они получают удовольствие, просто их разглядывая. Для половины пользователей «Едадил» – каталог доступной радости, а не прагматический инструмент для экономии. Мы недавно проводили фокус-группы, и очень часто пользователи нам говорили, что «Едадил» – про радость от шоппинга, про «чего бы вкусненького семье купить», а кэшбэк – это как небольшая победа: «мелочь, но приятно».

Что произошло после сделки по продаже компании «Яндексу»?
Я часто в шутку говорю команде, что начинается следующий сезон сериала. Я продолжаю работать в «Едадиле». Сейчас идет интеграция нашего сервиса в экосистему «Яндекса», а команда вливается в самую большую агломерацию очень умных людей в России.
Когда я получала дополнительное бизнес-образование, меня очень увлекала дисциплина «Управление изменениями» – и теперь у меня есть великолепная возможность попрактиковаться и помочь своей же компании трансформироваться и начать работать в унисон с другой крупной компанией. Для меня лично сейчас происходит один из самых важных и сложных этапов работы над сервисом «Едадил». Я как будто провожу хирургическую операцию – пришиваю нервы к нервам, сосуды к сосудам, мышцы к мышцам. Чем лучше я сошью, тем сильнее будет синергетический эффект, – и тем лучший сервис получат десятки миллионов россиян.
Дешевые билеты онлайн
Взрослые
от 12 лет
Дети
2-12 лет
Младенцы
до 2 лет
Небольшой и очень удобный регион для автопутешествий на выходные
Новые модели самолетов, масло вместо керосина и электродвигатели – как авиакомпании пытаются сделать авиаперевозки более безопасными для окружающей среды
С 7 по 20 октября в Монако пройдет гастрономический фестиваль - Festival Gastronomique de Monaco
показать еще
Читайте в сентябре BUSINESS TRAVELLER №35
  • Деловой туризм в Абу-Даби: площадки, идеи и рекомендации
  • Тенденции: Гастрономические рейтинги как бизнес-инструмент
  • Диалоги: Елена Шубина об интуиции в издательском деле
  • Направления: Абу-Даби | Норвегия | Лигурия | Дрезден | Бал-Харбор
Оформить подписку