Премия

Как работает бухгалтерия на аутсорсе

80–90% малых и средних предприятий в Европе и США отдают бухгалтерию на аутсорсинг. В России эта доля пока существенно ниже, рынок только формируется. Business Traveller разобрался, какой бывает внештатная бухгалтерия, зачем она нужна и кому подойдет

Поддержка со стороны

Российский бизнес начал активно использовать аутсорсинг еще в 1990-х годах. Поначалу внештатным сотрудникам и внешним подрядчикам передавали самые простые функции – например, охрану объектов. Постепенно задачи усложнялись: на аутсорс стали привлекать рекламные агентства, IT-команды, которые взяли на себя системное администрирование, информационную безопасность, создание и обслуживание цифровой инфраструктуры.
А вот бухгалтерские вопросы передавать сторонним исполнителям бизнес не спешил по целому ряду причин. В ходу была «серая» бухгалтерия, и передача функций грозила как минимум неприятностями с законом. Практика жесткой конкуренции и эпизоды рейдерства не позволяли спокойно доверить кому-то внутренние документы и закрытую финансовую информацию.
Системный сдвиг произошел в начале 2000-х годов, когда в стране развернулись многочисленные представительства западных фирм и предприятия с иностранным капиталом. Сегодня, по экспертным оценкам, услугами внешней бухгалтерии пользуются до 1 млн действующих в России компаний. Почти половина из них до 2016 года работала с внештатными бухгалтерами, которых в России на тот момент насчитывалось около 100 тысяч. Однако затем вступили в силу ограничения на заемный труд и вывод персонала за штат, и привлекать отдельных сторонних специалистов к работе стало сложнее. В результате вырос спрос на услуги официальных фирм-аутсорсеров. Как и частные бухгалтеры, они могут оказывать ситуативную помощь и выступают в роли профильного подразделения компании, которое не нужно самостоятельно создавать и содержать. Сейчас аутсорсинг бухгалтерских услуг осуществляется прежде всего для оптимизации бизнеса, снижения внутренних затрат и возможности вести отчетность по международным стандартам.





Читайте также: Как устроены фудмоллы





Клиент может выбрать формат поддержки в зависимости от своих потребностей. Разовое бухгалтерское консультирование позволяет, например, организовать сопровождение сложной сделки или получить экспертную оценку работы штатных бухгалтеров. Выборочный аутсорсинг предполагает передачу внешней команде отдельных бухгалтерских функций. Как правило, это однотипные и рутинные операции, такие как расчет зарплат или подача налоговых деклараций. Полный аутсорсинг предусматривает замену штатной бухгалтерии внешними специалистами. Можно передать им весь спектр задач и даже функции главного бухгалтера, включая право подписи от его лица.
Чаще всего в базовые пакеты обслуживания компаний-аутсорсеров входит сопровождение 1С, расчет зарплат и премий, подготовка авансовых отчетов и налоговых деклараций, сдача отчетности в госорганы. Нередко аутсорсеры также берут на себя ведение первичной документации, проведение платежей через интернет-банк клиента и оптимизацию налоговой базы.
Почти все относительно крупные игроки в начале сотрудничества проводят небольшой аудит. Они оценивают наличие документации, правильность ведения бухгалтерии и выбора схемы налогообложения, полноту отчетности за прошедшие периоды.

Услуги в ассортименте

Конкретный набор услуг и модель взаимодействия с клиентом сильно отличаются у разных компаний. Например, Unistaff Payroll Solutions (третье место в рэнкинге крупнейших игроков в области аутсорсинга учетных функций по версии РА «Эксперт») специализируется на расчете заработной планы и кадровом администрировании. Компания обслуживает несколько сотен организаций с численностью персонала до 5 тысяч человек.
Еще один крупный игрок, «Интеркомп» (второе место в рэнкинге), начинал свою деятельность с предоставления бухгалтерских и финансовых услуг иностранным компаниям, работающим на территории России. Среди его клиентов такие транснациональные гиганты, как Nike и Indesit. Модель обслуживания опирается на онлайн-портал «Мой Интеркомп» с использованием тикетной системы: процесс формирования заявок на оказание или сопровождение услуг похож на составление обычного электронного письма. Система работает в режиме единого окна, запросы автоматически маршрутизируются, и их можно отслеживать онлайн. В пакете услуг есть несколько специальных решений в зависимости от характера и размера бизнеса, в том числе для стартапов, филиалов и представительств, крупных и малых компаний вплоть до ИП.
Лидирующая на рынке BDO Unicon Consulting предоставляет в распоряжение клиента целую команду специалистов, включая юристов и кадровиков. Взаимодействие происходит через персонального менеджера. При полном пакете обслуживания заказчику не потребуются собственные бухгалтеры, но желательно выделить ответственного за постановку задач и предоставление данных сотрудника. В числе клиентов компании – как крупные концерны, так и небольшие предприятия, а с ИП аутсорсер не работает. Стоимость услуг составляет от 40 тыс. рублей в месяц, и компания подчеркивает, что ее ценовая политика не подходит для индивидуальных предпринимателей и организаций на упрощенной системе налогообложения.
Хотя, в отличие от BDO Unicon, многие крупные игроки не против поработать с ИП и микробизнесом, для малых предприятий есть более демократичные варианты, которые предлагают небольшие компании-аутсорсеры. Их тарифы в пять и более раз дешевле предложений от лидеров рынка.
Именно на ИП и мелкие ООО ориентированы различные интернет-сервисы, такие как «Экспресс Бухгалтерия» или «Мое дело». Системы позволяют рассчитывать и оплачивать взносы, формировать и отправлять отчетность онлайн, пользоваться шаблонами договоров, обмениваться данными с онлайн-кассами и банками, а также вести товарный учет, получать консультации бухгалтеров и интегрировать другие бизнес-сервисы.
Похожим образом работают встроенные онлайн-бухгалтерии, которые нередко прилагаются к открытию расчетного счета, например, в банках «Точка» или «Тинькофф». Но едва ли это можно назвать аутсорсингом в полном смысле слова. По сути, клиенту бесплатно или за небольшую комиссию предоставляют IT-инструмент для самостоятельного бухгалтерского обслуживания и возможность получить несложные консультации от службы поддержки.

Бухгалтер для каждого

Стоимость услуг бухгалтерии напрямую зависит от количества документов, которые нужно обработать. Как правило, она намного ниже, чем расходы на штатного бухгалтера: помимо зарплаты, его нужно еще обеспечить оргтехникой и программным обеспечением для работы.
Самая дешевая альтернатива – автоматизированные бухгалтерские сервисы – подходят для начинающих предпринимателей и микрокомпаний «на упрощенке». «Однако такой вариант категорически не подойдет более крупным бизнесам. Там, где объем работ будет выше среднего, автоматический бухгалтер не справится и не охватит всех тех задач, которые может охватить бухгалтер на аутсорсе», – поясняет Павел Сигал, первый вице-президент «Опоры России», общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства. В свою очередь специализированные бухгалтерские компании отлично справятся с такими задачами за счет своей высокой компетентности и ответственности за качество услуг. Однако, по словам эксперта, здесь могут возникнуть проблемы с оперативным реагированием на мелкие изменения или проблемы в бухучете.

Плюсы и минусы бухгалтерии на аутсорсе

Плюсы

Минусы

Снижение затрат на бухгалтерию

Риск нарушения конфиденциальности

Повышение качества бухгалтерии за счет привлечения специалистов

Невысокая скорость реакции на изменения и проблемы в бухучете

Оптимизация структуры компании

Снижение контроля за финансовыми процессами (при передаче права подписи)

Экономия времени

Постоянная поддержка без отпусков и больничных


Приходящий или внештатный бухгалтер вполне может взять на себя все те же задачи, что ставятся перед компанией-аутсорсером. «Но в этом случае стоит учитывать действующие законодательные ограничения на привлечение внешних сотрудников и по возможности нанимать специалистов через специальную аутстаффинг-компанию. Иначе не исключены правовые неувязки с подготовленной такими бухгалтерами документацией», – предупреждает Сигал.
В любом случае эксперты и опытные бизнесмены призывают максимально внимательно отнестись к проверке репутации и компетентности привлекаемой компании или специалистов. «Бухгалтерский аутсорсинг предоставляется по договору возмездного оказания услуг, – объясняет адвокат-партнер адвокатского бюро «Лебедева-Романова и Партнеры» Тамерлан Барзиев. – Но Налоговый кодекс РФ предусматривает, что в случае нарушений законодательства бухгалтером, работающим на аутсорсинге, ответственность несет организация-налогоплательщик, пригласившая его к сотрудничеству». То есть именно организация платит штрафы и пени. А привлечь к ответственности бухгалтера можно лишь в том случае, если в договор был включен соответствующий пункт. «В нем необходимо прописать, что все пени, штрафы, начисленные, например, за несвоевременную подачу налоговых деклараций, компенсирует заказчику работ организация-аутсорсер», – объясняет Барзиев.

Возможности основных форматов аутсорс-бухгалтерии

Исполнитель

Стоимость услуг (по Москве)

Кому подходит

Крупная компания-аутсорсер (лидеры рынка)

От 25-40 тыс. руб.

Средний и крупный бизнес, организации с иностранным капиталом, на международной системе отчетности

Небольшие профильные компании (за пределами топ-10)

От 2 тыс. руб. для ИП на УСН без сотрудников, от 4,5 тыс. руб. – для ООО на ОСНО

Малый бизнес на ОСНО с работниками, средний бизнес

Частный бухгалтер

От 4 тыс. руб. для ИП, от 6-7 тыс. руб. для ООО

Малый бизнес с небольшой штатной численностью

Сервисы интернет-бухгалтерий

От 800 руб. для ИП без сотрудников, от 2 тыс. руб. для компаний с пятью и более сотрудниками

ИП и ООО на УСН, ЕНВД или Патенте

Онлайн-бухгалтерия от банков

Бесплатно (как правило, входит в стоимость обслуживания расчетного счета)

ИП и ООО на УСН



(* рэнкинг по итогам 2017 года, за 2018 год данные пока не опубликованы).




«Помимо возможных проблем с налоговой, существуют риски нарушения конфиденциальности и неудовлетворительного оказания услуг, – напоминает Павел Сигал. – В целом же аутсорсинг подойдет тем организациям, которые уже давно существуют на рынке и уверенно развиваются. Но если компания выходит за рамки малого и среднего бизнеса, бухгалтер в постоянном штате все равно необходим», – заключает он.
Дешевые билеты онлайн
Взрослые
от 12 лет
Дети
2-12 лет
Младенцы
до 2 лет
Интервью с лидером группы «Моральный кодекс»
Воплощение расслабленной роскоши
показать еще
Читайте в июне BUSINESS TRAVELLER №34
  • Деловой туризм на Мальте: площадки, идеи и рекомендации
  • Тенденции: Как взять лодку в чартер и выбрать надежного брокера
  • Диалоги: Основатель парка «Никола-Ленивец» Николай Полисский
  • Направления: Валлетта | Александрия | Руан | озеро Комо |
Оформить подписку