MICE в Монако Премия

Как из деталей самолетов построить бизнес?

Компания RU-SKY создает предметы декора и мебель из деталей самолетов. Для Александра Очкова его необычное хобби стало делом всей жизни

Три года назад бывший менеджер автомобильной компании Александр Очков и кандидат юридических наук Руслан Буланов решили открыть свой бизнес. Руслан стал инвестором, а Александр — операционным директором компании, которую назвали RU-SKY.
Идея вдохнуть новую жизнь в детали списанных бортов не случайна: самолеты всегда присутствовали в жизни обоих. Отец Руслана всю жизнь проработал в авиационной индустрии, мама Александра окончила МАИ, а его дед Александр Николаевич Медведев — Герой Советского Союза, ас-бомбардировщик.

От брелоков до дивана

Решили сделать настенные часы из частей фюзеляжа. Но такого производства в России не было никогда. Совладельцы взяли в цех специалистов — нашли мебельщика и мастера, который раньше работал в автомобильной индустрии. Многие технологии пришлось осваивать с нуля, ребятам приходилось самим брать в руки инструмент, чтобы разобраться в процессе, получить навыки. Например, чтобы отполировать алюминий до зеркального блеска, пришлось долго учиться, заказывать за границей специальные инструменты, пасты, диски.
Первую партию часов изготовили из секций фюзеляжа самолета Bombardier CRJ 200, который летал под ливреей Utair. «Таких часов мы сделали уже больше двадцати, и детали еще остаются. В одном изделии мы даже сохранили «родную» окраску борта: сочетание белого и синего цветов», — рассказывает Александр.
Продать первый экземпляр удалось быстро. Через инстаграм компанию нашел крупный бизнесмен, заказал часы и повесил в своем офисе.





Читайте также: Как работает приложение «Едадил»





Затем компания занялась журнальными столиками с рамой из массива дерева или полированного металла, в которую встроены части корпуса самолета: например, аварийная дверь самолета CRJ-200, аварийный люк АН-26, секция фюзеляжа Ту-154. Ассортимент постепенно расширялся, в нем появились небольшие сувенирные рамки для фотографий и брелоки из частей фюзеляжа, а следом сделали массивный диван из корпуса двигателя Ту-134.
Изделия ручной работы стоят недешево. Например, цена часов от RU-SKY начинается от 99 тысяч руб., а стоимость дивана — под миллион. Покупают такие уникальные вещи люди, у которых есть собственные самолеты или вертолеты. Среди них немало продвинутых любителей авиации.
Создатели RU-SKY бережно относятся к истории вещей. На каждом предмете есть QR-код, в нем «зашита» вся информация о самолете, из деталей которого сделана вещь: где, когда и под какой ливреей он летал, когда был утилизирован.

Долгожданный экземпляр

Сейчас в разработке находится очень красивый проект — кресло, сделанное из купола штурманской кабины Ту-134. Вписать кабину в дизайн оказалось сложно. Александр с коллегами обратились к известным предметным дизайнерам и нашли Илью Легчатова, который предложил свое решение.
Форма купола — нестандартная, и литое округлое изделие не получилось даже начертить в плоскости. Пришлось делать приближенную 3D-модель. По этой модели дизайнер и начал работать. «Илья думал над конструкцией долго, три недели, — делится Александр. — Я даже начал нервничать. Но в итоге получился уникальный дизайн. В нем очень много смысла. Я точно знаю — второй такой вещи на свете нет».

Поиск деталей

Добыча подходящих деталей от самолета — отдельная история. Что-то удается забрать у фирм, занимающихся утилизацией самолетов. К ним поступают и отлетавшие свое советские воздушные суда, и списанные иностранные. Александр с коллегами предпочитают отечественную авиатехнику.
Списанные самолеты становятся донорами деталей, а то, что осталось, разрезают гидроножницами и продают на металлолом. Обычно Александр узнает о том, что самолет везут на распил, от самих утилизаторов, с которыми у него сложились хорошие отношения. Иногда информацию вылавливают на авиационных форумах.
Другой канал добычи нужного «железа» — авиационные училища, откуда тоже время от времени списывают старые учебные самолеты. Еще один источник — авиаремонтные заводы. Этот путь самый тернистый: чтобы вывезти даже одну деталь, требуется много документов и согласований.
RU-SKY работает только с гражданскими воздушными судами. «С военными мы не можем взаимодействовать, так как это связано с государственной тайной, хотя на самом деле, никакого секрета в их устройстве нет. Многие самолеты были распилены еще в 90-х американцами, всем давно известно, что там внутри. Но режимность есть режимность», — говорит Александр.

Исполнить детскую мечту

Любовь к авиации у Александра Очкова в крови. В прошлом году исполнилось сто лет со дня рождения его деда, Александра Николаевича Медведева. Он был отправлен на фронт 18-летним лейтенантом в самом начале войны, а на первое боевое задание вылетел уже 24 июня.
Александра Николаевича сбивали четыре раза, но он спасался: садился в поле или прыгал. Однажды ему пришлось прыгать на оккупированную территорию, две недели выбирался оттуда со сломанной ногой. После лечения в госпитале молодой лейтенант проходил проверку и, к счастью, не попал за решетку: хоть и побывал на оккупированной территории, в плену не был и выбрался самостоятельно.
Вскоре Медведева вернули на фронт. Он стал летать на пикирующем бомбардировщике ПЕ-2, сделал 242 боевых вылета за войну, получил множество наград и звезду Героя за успешную операцию по уничтожению вражеского аэродрома.
Медведев до конца жизни работал в авиационной отрасли. В конце карьеры был уже генерал-полковником, начальником штаба дальней авиации СССР, руководил отрядом по поиску космонавтов, возвращавшихся с орбиты.
Биографию своего героического деда Александр изучил до деталей: по крупицам собирал сведения в семейном и музейном архивах. Тот умер, когда мальчику было всего полтора года. «Я всегда чувствовал, какого масштаба был этот человек, — говорит Александр. — Очень жаль, что я его не застал. Мне бы хотелось с ним поговорить. Можно сказать, что я отчасти продолжаю его дело, сохраняю в предметах историю советской авиации, и это приносит радость».

Текст: Мария Сарычева
Материал опубликован в Бортовом журнале авиакомпании Utair (май 2019)
Дешевые билеты онлайн
Взрослые
от 12 лет
Дети
2-12 лет
Младенцы
до 2 лет
Новый театральный рейс Флотилии «Рэдиссон Ройал»
По соседству с Русским музеем и Михайловским садом
Четыре города недалеко от столицы, славных своей кулинарией, ради которой стоит совершить отдельное путешествие
Блогеры, актеры и музыканты повторили в соцсетях культовые образы итальянского кинематографа
показать еще
Читайте в марте BUSINESS TRAVELLER №37
  • Аэропорты: Курс на снижение углеродных выбросов (цифры и факты)
  • Бизнес: Подкасты как площадка для рекламы и продвижения брендов
  • Диалоги: Александр Аузан об экономических вызовах деглобализации
  • Направления: Гонконг | Доломитовые Альпы | Эстония | Перу | Черногория
Оформить подписку