MICE в Монако Премия

Игра на понижение: экологические инициативы аэропортов

Борьба с климатическими изменениями меняет авиацию. Свой вклад в общее дело вносят и аэропорты: чтобы снизить углеродные выбросы, они моют чашки, устанавливают солнечные батареи, закупают беспилотные тележки — и готовы бесплатно принимать электролеты

Каждые три года Международная организация гражданской авиации при ООН (ИКАО) организует встречу для обсуждения важнейших проблем отрасли, чтобы помочь входящим в нее странам «поделиться своим небом и соединить мир». В прошлом году центр принимавшего встречу Монреаля был практически перекрыт из-за протестов (среди полумиллиона протестующих была и шведская активистка Грета Тунберг). Люди призывали правительства и корпорации предпринять решительные действия по борьбе с изменением климата. 

ИКАО в свою очередь поддержала протестующих, признав, что международные рейсы ответственны за 1,3% ежегодных антропогенных выбросов СО2, а авиация в целом — за 2%. Она заявила, что «для реакции на кратко- и долгосрочное влияние авиации необходимо предпринять решительные действия и ускорить внедрение инноваций».

Как снизить вредные выбросы

Когда речь заходит о сопровождающих перелеты выбросах СО2, очевидно, что львиная их доля приходится на самолеты, топливом для которых служит керосин: решение этой проблемы в основном ложится на плечи авиакомпаний. Но свою роль играют и аэропорты — и хоть они в ответе лишь за 5% общего количества авиавыбросов, уже есть инициативы, способные это количество сократить. 

Одновременно со встречей ИКАО в Монреале более двухсот членов ACI Europe (Ассоциации европейских аэропортов) выпустили заявление о том, что они стремятся снизить до нуля выбросы углерода к 2050 году. Четверть участников уже добились этого, что подтверждено программой Углеродной аккредитации аэропортов (АСА), которая ведет мониторинг воздушных гаваней по всему миру (полный список «чистых» площадок смотрите на сайте airportcarbonaccreditation.org). 

Photo by Josue Isai Ramos Figueroa on Unsplash

Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) разделяет выбросы CO2 аэропортов на три категории: 

  • от источников, принадлежащих аэропорту или контролируемых им (например, наземного оборудования), 

  • непрямые выбросы от использования приобретенной энергии для подачи электричества и отопления, 

  • непрямые выбросы, которые аэропорт не контролирует, но на которые может повлиять (в том числе от пассажирского автотранспорта, ожидающих своей очереди самолетов и утилизации мусора). 

Рассмотрим несколько способов, помогающих аэропортам оптимизировать работу во всех трех зонах.

Тяга к переменам

Все мы видели на летном поле эту картинку: сотрудник в светоотражающем жилете буксирует тележку с багажом между терминалом и самолетом. Но в Хитроу сейчас испытывают беспилотные тележки British Аirways. Используя сенсоры и камеры, они позволяют уменьшить выбросы, выбирая наиболее эффективный маршрут и избавившись от веса водителя и тягача (они также смогут отправляться к самолету, как только заполнятся, ускоряя загрузку багажа).

Электрические беспилотные тележки уже используются в аэропорту Хитроу

Наземные транспортные средства находятся в фокусе внимания многих аэропортов. Так, Дублин в ближайшие пять лет переоборудует 111 единиц своего автопарка в модели с низкими выбросами, специальные полноприводные машины переведет на гибридные двигатели, а к 2022 году заменит все автобусы электробусами. Глазго закупил парк электробусов для бесплатного круглосуточного обслуживания долгосрочной автопарковки (что снижает углеродные выбросы на 143 т в год), а также потратит £200 тысяч на восемь гибридных бензиново-электрических машин для работы на ВПП.

Стэнстед же делает ставку на менее глобальные начинания: например, отправляет свои ежегодные 150 т кофейных отходов в год на завод в Кембриджшире, где их превращают в биотопливо, и высадил 3000 березовых саженцев вокруг своей территории. 5450 осветительных приборов на летном поле в Стэнстеде сделали светодиодными, экономя 423808 кВ-ч в год, что сравнимо с электропотреблением 136 домохозяйств. Сообщается, что уже в 2016 году закупка возобновляемой электроэнергии, сокращение использования газа и программы компенсаций помогли снизить выбросы парниковых газов от деятельности терминала, взлетной полосы и других площадок с 25 000 т СО2е (эквивалентного диоксида углерода) до нуля.
Беспилотные автобусы уже используют некоторые аэропорты Британии

Гэтвик, Манчестер, Хитроу, Глазго, Кардифф и Стэнстед закупают электроэнергию только из возобновляемых источников, этого же стремятся достичь Лутон и Бирмингем. Поскольку обычно аэропорты располагают обширной территорией, солнечная энергия — популярный выбор. Так, аэропорт Лондон-Сити использует выделенные на расширение £500 млн на установку дополнительных 900 кв. м солнечных батарей, одновременно заменяя весь автотранспорт на поле для достижения нулевого уровня выбросов к 2030 году. Терминал 2 в Хитроу полностью обеспечивают энергией 124 солнечные батареи на его крыше, работающий на местных лесопромышленных отходах котел, а также приобретаемые газ и электричество из возобновляемых источников. Донкастер-Шеффилд выделил £2 млн на создание на своей территории солнечной электростанции, которая со следующего года начнет производить 25% потребляемой им энергии, а Кардифф разрабатывает двухмегаваттную солнечную электростанцию, благодаря которой аэропорт уменьшит выбросы углерода примерно на 860 т в год.

В местах с более солнечным климатом круг возможностей еще шире. В прошлом году Отдел управления ВПП международного аэропорта Сан-Франциско первым в мире вышел на положительный баланс использования энергии: благодаря солнечным батареям на крыше он вырабатывает больше электричества, чем потребляет, а избыток отправляет обратно в сеть. Международный аэропорт Дубая установил 15 000 солнечных батарей на своей крыше в 2019 году, создав таким образом крупнейшую подобную систему на Ближнем Востоке, которая должна уменьшить выброс СО2 Терминалом 2 на 3243 т в год. К 2030 году аэропорт стремится сократить потребление энергии на 30%.
Аэропорты частично покрывают свои потребности в электроэнергии за счет установки солнечных панелей. Например, аэропорт Нижнего Рейна (Германия)
Финский оператор аэропортов Finavia тоже использует энергию солнца, хотя в большей мере задействует ветряки. Йоханна Кара, специалист Finavia по защите окружающей среды, отмечает, что солнечные панели в аэропорту создают ряд проблем — их нужно размещать в таком направлении и под таким углом, чтобы отраженный свет не падал на рулежные дорожки, ВПП и диспетчерскую.

Компенсируй это

Хотя многие аэропорты заявляют, что достигли «полного обнуления», ни один из них не смог сделать этого без участия в проектах компенсации выброса углерода. Например, Копенгагенский аэропорт объединился с международной НКО Nexus, занимающейся развитием Лаоса, чтобы раздать местным жителям более экологичные и не создающие угроз здоровью примусы. Finavia компенсирует 45% собственных выбросов СО2 (это примерно 1 млн т) через проект в Гане, который сокращает вырубку местных лесов на дрова через предоставление жителям экономичных портативных плиток, а Группа аэропортов Манчестера оплачивает подобные плитки населению сельских районов Индии.

Гэтвик работает с организацией Carbon Clear — среди ее инициатив программы защиты лесов и поддержка возобновляемых источников энергии в разных странах, включая Камбоджу, Кению и Эфиопию. А Хитроу давно уже финансирует восстановление британских торфяников, истощенных добычей топлива: они могут и компенсировать выбросы, и обеспечивать биоразнообразие, качество питьевой воды и защиту от наводнений. Аэропорт ссылается на исследования, согласно которым все болота страны, функционируй они нормально, позволили бы нейтрализовать дополнительные 3 млн т углерода в год.

Аэропорт Дубая тоже активно использует энергию солнца

Но компенсация эмиссии СО2 — непростой вопрос. Поставив цель добиться нулевых выбросов к 2033 году, аэропорт Бирмингема обозначил ее как «менее предпочтительную опцию», решив вместо этого переключиться на возобновляемые источники энергии и уменьшая выбросы от своей деятельности.

«Ученые, активисты и неравнодушные граждане заговорили о том, что компенсация выбросов служит загрязнителям атмосферы предлогом для бездействия», — гласит опубликованная в 2019-м запись в блоге на экологическом сайте ООН (та, впрочем, признает, что и сама считает себя углеродно-нейтральной организацией лишь благодаря подобным программам). Подчеркивая, что посадка деревьев и инвестиции в возобновляемые источники энергии важны, сайт указывает, что их нельзя воспринимать как простое решение проблемы парникового эффекта.

Часто критику вызывает и отсутствие надзора над компенсационными программами: хотя их сайты рассказывают о замечательных успехах в разных странах, саму эту деятельность не регулирует независимый вышестоящий орган. Аккредитацию им могут выдавать Gold Standard, American Carbon Registry, Climate Action Reserve and Verified Carbon Standard, но обычному человеку трудно отличить солидный проект от сомнительного.

Надвое сказали

Что до пассажиров, они прежде всего заметят те небольшие инициативы, которые призваны изменить их собственное поведение. «Старбакс» опробовал в Гэтвике схему с многоразовыми стаканами для горячих напитков — покупатели потом оставляют их в специальном пункте, где те будут вымыты и снова пущены в дело. Лутон дает электромобилям 75-процентную скидку при парковке и разрешает заряжать их бесплатно. Лондон-Сити запретил одноразовые пластиковые соломинки для напитков, а в октябре объявил конкурс с наградой в £10 тысяч для того, кто сможет предложить многоразовый, не вредящий природе и герметично закрывающийся пакет для жидкостей в ручной клади пассажиров. Пакетов ныне существующего образца через аэропорт проходит более 2 млн в год.

Аэропорты могут также содействовать авиакомпаниям в различных эко-начинаниях — будь то увеличение эффективности самолетов на ВПП и в воздухе, повышение доли биотоплива или разработка электролетов. Хитроу снизил тарифы на посадку для более «чистых» самолетов и заявил о намерении поддержать британские биотопливные проекты — например, коллаборации British Airways с Velocys и Virgin Atlantic с Lanzatech. Кроме того, он предложил бесплатную посадку в течение года первому пригодному для коммерческого использования электрическому борту (речь идет о сумме примерно в £1 млн). По мере своего расширения аэропорты также обновляют свою инфраструктуру — например, в Лондон-Сити и Манчестере построили дополнительные рулежные дорожки, что, как считается, может сократить очереди самолетов на взлет и посадку и таким образом снизить выбросы.

аэропорт Чанги в Сингапуре с настоящим садом внутри и почти полностью стеклянной крышей, позволяющей экономить электроэнергию, – один из самых экологичных в мире

Конечно, параллельно с внедрением подобных инициатив большинство аэропортов будут расти — и многие их попытки борьбы за экологию станут восприниматься как «зеленый пиар». Так, когда аэропорт Шеффилд-Донкастер заявил о планах создания солнечной электростанции и вместе с тем о надеждах на удвоение пассажиропотока, один из активистов движения Extinction Rebellion назвал это попыткой тушить пожар водяным пистолетом.

Но аэропорты и авиакомпании не оставляют усилий. Мир уделяет всё больше внимания изменению климата — и значит, иного выбора у них просто нет.
Дешевые билеты онлайн
Взрослые
от 12 лет
Дети
2-12 лет
Младенцы
до 2 лет
Что готовят (и наливают) в ресторанах Москвы в честь праздника
Четыре отеля, куда стоит отправиться за впечатлениями
показать еще
Читайте в марте BUSINESS TRAVELLER №37
  • Аэропорты: Курс на снижение углеродных выбросов (цифры и факты)
  • Бизнес: Подкасты как площадка для рекламы и продвижения брендов
  • Диалоги: Александр Аузан об экономических вызовах деглобализации
  • Направления: Гонконг | Доломитовые Альпы | Эстония | Перу | Черногория
Оформить подписку