Премия

Дорогое удовольствие

Прокуратор фермерского кооператива LavkaLavka и ведущий программы канала «Россия» «Сельское утро» Борис Акимов отправился в Париж с инспекцией народных магазинов и фермерских рынков. Там он утвердился во мнении, что настоящая еда не может быть дешевой

Теперь я знаю о продуктовом Париже все или почти все: четыре дня во французской столице я только и делал, что бороздил местные рынки, магазинчики и прочие злачные и не очень места в поисках интересных продуктов – качественных, фермерских, вкусных и здоровых.
А теперь самое интересное для нас... Как тут дела с экопродуктами? Решил начать с конца и пошел в народ, то есть в местный «Ашан». Органическая курица стоит дороже 800 рублей по нынешнему курсу, а обычная, на другой полке – 524 рубля за килограмм (это и по старому-то недешево). На рынке  фермерская биокурица стоит от 12 евро, утки – от 20 евро за килограмм. Сыры – от 20 евро, говядина – от 39 евро за килограмм.
«Я – то, что я ем!» – известное утверждение не становится менее правдивым из-за его банальности. Можно немного подождать с новым айфоном, очередными джинсами и восьмой поездкой в тот же Париж и более ответственно подойти к самому главному – к еде, которая для нашего физического существования значит гораздо больше, чем новый айфон и Париж» Конечно, тут же опубликовал у себя на Facebook несколько фото с рынка и из магазинов, чем вызвал шквал обсуждения насчет цен. Эта тема всех торкает! Кто-то заявлял, мол, у них жутко дорого, и хорошо, что в России дешевле, кто-то уверял, что это для француза нормальная цена, кто-то говорил о чем-то еще. Но эта история совсем про другое.
Эта история о том, что фермерские биопродукты действительно стоят дорого. Дорого они стоят и для французов. Однако находят своего покупателя, даже более чем – очереди к прилавкам я наблюдал на всех рынках. Это потому, что люди готовы переходить на ответственное потребление и есть еду не просто вкусную, но выращенную по безопасным для планеты технологиям. Я говорю именно об этом, для меня это самое главное и самое позитивное. Да, отказать себе в каком-нибудь новом гаджете, зато ответственно покупать еду.
Это очень правильно и хорошо, и меня радует, что таких людей все больше – и во Франции, и в России.
Сам факт шестилетнего развития фермерского кооператива LavkaLavka, в организации которого я принимал участие, прямая иллюстрация тезиса о том, что людей, готовых платить за качественные продукты, становится все больше. Мы начинали на кухне у моего друга Саши. Сейчас у нас ресторан и несколько магазинов. На очереди – настоящий фермерский рынок.
«У вас дико дорого!», «Торгаши!», «Совсем ох...ли!».  Все это мы слышали за шесть лет. Особенно после того, как о LavkaLavka узнаёт новая аудитория.
Старая-то вроде разобралась, привыкла, смирилась или просто устала вопрошать. Хотя нам, конечно, хочется верить, что большинство именно что разобралось. Мы стараемся соблюдать принципы прозрачности во всем – в том числе и вопросе ценообразования, часто и много говорим о том, почему настоящая еда стоит именно столько. Соблюдая принципы прозрачности (не только в истории происхождения продукта, но и в ценах), можно добиться того, чтобы каждый покупатель смог на деле, а не на словах понять, что такое пресловутое ответственное потребление. Каждый должен иметь право знать абсолютно точно, за что он платит.
А хотим ли мы при этом, чтобы фермерская еда стала дешевле? Конечно, хотим. Станет ли она дешевле? Да, но на многое рассчитывать не приходится. Даже при росте объемов и сокращении издержек с нашей стороны сама цена продукта от фермера останется высокой. Настоящий фермерский сыр не может стоить как в магазине – просто потому, что он настоящий: для производства одного килограмма настоящего сыра необходимо 10 литров настоящего молока. А нужно добавить сюда еще и оборудование, организацию производства, документацию-сертификацию и какие-то деньги, на которые фермер должен жить и развивать свое хозяйство.
Фермер в России – это новейший социальный, культурный и экономический тип. У него нет корней, нет традиций, которые бы его питали и вдохновляли. В Европе встречаются семейные фермерские хозяйства, существующие несколько сот лет. У нас – в лучшем случае пару десятков.
Быть фермером на Западе означает поддерживать то, что было создано поколениями до тебя – и в смысле сельского хозяйства, и в смысле логистики, и в гастрономическом смысле. Быть фермером в России означает преодолевать хаос разрушения, создавать заново все – начиная со строительства простых коровников и заканчивая собственными познаниями о кабачках и поросятах.
Фермер в России – это человек, находящийся в постоянном напряжении. Борьба за выживание – вот будни фермера. Понятно, что в конечном ценообразовании продукта от фермера в России многое зависит именно от этого – от напряжения, преодоления и борьбы. Только когда появится Большая Сельскохозяйственная Традиция, когда задачей будет не преодоление, а приумножение – вот тогда возникнет система, понятная и стабильная. Такая система породит и новое ценообразование, позволит фермеру снизить издержки.
Но даже такое светлое будущее – дай Бог, оно наступит, – не означает, что еда станет дешевой. Дешевле – да, дешевой – нет. Просто потому, что еда не может быть дешевой. Я говорю именно о еде, а не о великом множестве разнообразных ее имитаций, которыми заполнены супермаркеты и рекламные паузы. Не вижу в этом ничего катастрофического: хорошо, когда люди, которые делают качественный продукт, получают за него достойные деньги. Хорошо, когда человек, который покупает еду, задумывается о ее происхождении и делает осмысленный и ответственный выбор. «Я – то, что я ем!» – известное утверждение не становится менее правдивым из-за его банальности. Ведь можно немного подождать с новым айфоном, очередными джинсами и восьмой поездкой в тот же Париж и более ответственно подойти к самому главному – к еде, которая для нашего физического существования значит гораздо больше, чем новый айфон и Париж.
Мы в LavkaLavka понимаем, что новая фермерская культура – и гастрономическая, и социальная – требует от нас постоянной «разъяснительной» работы. Было бы глупо думать, что этой колонкой, страницей и газетой можно раз и навсегда закрыть этот вопрос. Цена вопроса, как и стоимость фермерских продуктов, остается для многих слишком высокой. И нам еще не раз скажут: «Торгаши! Cовсем ох...ли!».
Но мы выстояли, и выстоим дальше. А Парижу за науку – спасибо! Эти четыре дня в гастрономической столице мира еще раз подтвердили: настоящая еда не может быть дешевой!
Дешевые билеты онлайн
Взрослые
от 12 лет
Дети
2-12 лет
Младенцы
до 2 лет
Совет по туризму Сингапура запустил глобальную программу лояльности для MICE групп - INSPIRE
Стартовал четвертый фестиваль морских специалитетов «Держи Краба!», который проводит Паназиатский ресторан Zuma. Попробовать краба по специальной цене можно от Москвы до Владивостока в 71 ресторане-участнике более чем в 20 городах России.
Небольшой и очень удобный регион для автопутешествий на выходные
показать еще
Читайте в сентябре BUSINESS TRAVELLER №35
  • Деловой туризм в Абу-Даби: площадки, идеи и рекомендации
  • Тенденции: Гастрономические рейтинги как бизнес-инструмент
  • Диалоги: Елена Шубина об интуиции в издательском деле
  • Направления: Абу-Даби | Норвегия | Лигурия | Дрезден | Бал-Харбор
Оформить подписку