Премия

Бизнес на отдыхе

Дарья Черкудинова рассказывает о самых успешных стартапах в области туризма

 «Островок»


ostrovok2.jpg

Сфера деятельности: онлайн-букинг отелей в России

Создан в 2010 году

Основатели: Сергей Фаге, Кирилл Махаринский

«В России полно людей, которые любят путешествовать и тратить деньги», — так рассудили Сергей и Кирилл – друзья и выпускники престижных британских колледжей, когда решили создавать русский аналог Booking.com. Идея сервиса проста: «Островок» собирает данные об отелях в российских городах, добавляет их в свою базу и предоставляет туристам и командировочным услуги бронирования. Номер можно забронировать через сайт Ostrovok.ru или одноимённое приложение. Сложным и дорогим оказалось исполнение.

Сергей Фаге и Кирилл Махаринский познакомились в Кремниевой долине. Первый создавал сервис видеочатов TokBox на деньги фонда Seqouia Capital, второй трудился на «мафию PayPal» — разрабатывал проект для хранения и передачи фотографий Slide и имел в нём долю. Когда компанию продали поисковику Google, Махаринский стал миллионером. Фаге тоже расстался со своим проектом и стал обладателем новенькой Ferrari и миллионного банковского счёта. Не каждому русскому на тихоокеанском побережье удаётся добиться таких успехов к 21 году. 

Вернуться в Россию состоявшихся в Долине предпринимателей заставил вовсе не патриотизм, а трезвый и холодный расчёт. Туристический рынок рос колоссальными темпами, средняя цена бронирования отеля составляла $600, огромную долю занимал иностранный проект Booking.com, а местного сильного конкурента не было. Друзья начали крестовый поход за инвестициями.

Разбогатевшие ещё в Штатах, они могли бы развиваться на свои. Но это сразу превратило бы проект в обычный кустарный сайт бронирования, а Фаге и Махаринскому нужен был глобальный подход. Фаге — блестящий математик, в университете Корнелла он толком не учился, но получал отличные оценки. При этом, редкий случай, умение жонглировать числами и формулами высшей математики сочетается у него с абсолютной экстраверсией. Он не верит в случайные знакомства и считает, что над самым важным активом — сетью полезных контактов — предприниматель должен трудиться постоянно.

В друзья к Махаринскому он набился сам, через Facebook, написал: «Давайте знакомиться» и угадал, партнёры идеально сошлись во взглядах на будущее. Первого инвестора — TokBox – он нашёл так же. С «Островком» пришлось немного изменить тактику. В проект Махаринский и Фаге решили привлечь много инвесторов с высокими компетенциями, которые вкладывали бы по чуть-чуть, но помогали советом. Первый инвестор вложил $100 000 после того, как полчаса послушал презентацию проекта по скайпу. Это было в 2011 году, а к концу 2013-го «Островок» привлёк в общей сложности почти $40 млн и не собирается останавливаться.

Конкуренты, а они, конечно, есть у «Островка», отзываются о проекте со скепсисом и любят уколоть Фаге с Махаринским, напомнив про просторный офис с комнатами отдыха и кинотеатром, про дорогие машины основателей проекта, про раздутый штат программистов и про то, какую зарплату положили переманенному из Booking.com гендиректору Эндрю Пайперу. Тогда Фаге напоминает, что такое российский рынок отелей. Море разрозненных ООО и ИП со своеобразным представлением о сервисе, с отсутствием интернета у менеджера на ресепшен и желанием вести бизнес в консервативном русле (никаких сложностей с онлайн-бронированием!).

Чтобы создать базу для проекта и научить менеджеров отелей, как обращаться с заказами, поступившими через систему «Островка», Фаге и Махаринскому пришлось направлять сотрудников на несколько дней почти в каждую гостиницу страны и даже ездить самим – объяснять, учить, ссориться и фотографировать номера для профиля на сайте. Фаге утверждает, что их база — самая полная, а информация в ней — самая подробная. «За каждого клиента я буду биться с отелем сам, лично, ни одна западная компания так не станет делать», — доказывает он. Ещё год назад форумы и социальные сети пестрели руганью в адрес отечественного сервиса: «Забронировали номер через «Островок», но отель оказался не в курсе, теперь нам негде ночевать», но Фаге с Махаринским методично отстраивают систему. Все подобные проблемы компания бралась решать за свой счёт, заселяя клиентов в другие гостиницы и проводя очередной инструктаж проштрафившемуся отелю. И претензий становится всё меньше.

 

iknow.travel


iknowtravel.jpg

Сфера деятельности: Рекомендательный сервис

Создан в 2011 году

Основатели: Анна Бичевская, Роман Медведев

Самое страшное — рассказать о своей идее тому, кто сможет её воплотить лучше, чем ты. С такими мыслями Анна Бичевская пришла на встречу к Роману Медведеву. Он — серийный предприниматель, она — пиарщик, задумавший свой первый в жизни стартап. Общие знакомые свели их вместе, потому что и Бичевская, и Медведев вынашивали похожие идеи. Оба собирались создать сервис, который заменит путешественникам громоздкие и часто бестолковые путеводители.

Обед прошёл нервно. Анна, обычно приветливая, разговорчивая и весёлая, мялась, скрывала детали. Говорил в основном Медведев. Он объяснил, что собирался сделать сервис по продаже авиабилетов и вложил в разработку $250 000, но на рынке появилось слишком много конкурентов, и концепцию пришлось поменять. Он раскладывал по полочкам возможности разных моделей монетизации: столько мы сможем зарабатывать, если станем продавать билеты, столько — если будем торговать бронями в отелях, столько получится поднять на рекламе. Медведев был абсолютно открыт и честен, он делал уже не первый интернет-проект и отлично знал главную предпринимательскую аксиому: «Идея — ничто, реализация — всё».

Сайт iknow.travel пережил несколько реинкарнаций. Сначала Бичевская в одиночку делала из него социальную сеть для путешественников. Она собирала красивые рассказы друзей, брала у них интервью, оформляла посты фотографиями рассветов и закатов в экзотических странах. Но контент сам по себе денег не приносил. К тому же, оказалось, что потребности в отдельной соцсети для путешествий нет. Человек не желает рассказывать о своих странствиях каждый день, а читать о чужих хочет только пару раз в году — накануне отпуска. На язык денег это утверждение переводится так: чтобы заработать деньги на контентном проекте, нужна аудитория, а взяться ей неоткуда. Медведев подсказал, как переделать дизайн, а затем придумал новую концепцию, которую теперь развивают предприниматели.

Смысл ее в том, чтобы дать человеку исчерпывающую информацию по интересующей его теме максимально сжато и лаконично. Современный путешественник способен уделять подготовке поездки всё меньше и меньше времени. Хорошо, если хватило времени на то, чтобы забежать в книжный за путеводителем. Ещё лучше, если получилось прочитать его во время путешествия, а не по возвращению домой. Скорее всего, вы прочтёте о тех достопримечательностях, о которых и так прекрасно знаете с раннего детства, и посетите центральные сувенирные лавки и рестораны, где обедают туристы со всего мире. А все удивительные места, где любят отдыхать местные, не раскроют вам своих тайн, ведь о них неоткуда узнать. Создатели iknow.travel придумали, как сломать тенденцию. Они снова делают ставку на материалы, написанные читателями, но теперь к этим заметкам предъявлены чёткие требования.

В 2013 году в AppStore появилось приложение iknow.travel. Пользователям предлагалось просмотреть и скачать несколько маршрутов по разным городам. Например, маршрут «Лёд и пламень» по Стокгольму — список из пяти самых весёлых баров города, в которых любят проводить время местные жители. Другая заметка про город описывала пять барахолок, а третья рекомендовала, как провести целый день в Стокгольме: в какой зайти музей, как удобно дойти до милого ресторанчика, где вечером пропустить по стакану вина. «Мы поняли, что туристам нужны исчерпывающие указания», — Медведев уверен в этой концепции. Авторами стали люди, часто бывающие в том или ином городе или живущие в нём постоянно. Скоро предприниматели начнут делиться с ними доходами от приложения, чтобы подхлестнуть желание составлять качественные маршруты. Деньги будут поступать из двух источников — от рекламы и от пользователей, которым скачивание маршрута будет стоить несколько долларов.

 

weekends.travel


weekend.jpg

Сфера деятельности: организация поездок выходного дня

Создан в 2012 году

Основатель: Вадим Зеленский

Идея проекта Weekends.travel пришла, как озарение. Вадим Зеленский 15 лет занимался респектабельным бизнесом — отправлял людей в командировки. Многие отделы кадров предпочитают устраивать своих сотрудников в отели через его компанию Zelenski Corporate Travel Solutions - Зеленский утверждает, что дело в экономии. Хорошо налаженные связи с авиакомпаниями и отелями помогают его компании сделать затраты на чужие командировки существенно дешевле. Когда бизнес стал работать сам, основатель заскучал. Зеленский чувствовал себя слишком энергичным для того, чтобы заняться дауншифтингом и жить на дивиденды. В 2010 году он пошёл учиться в Сколково, решив, что бизнес-школа может помочь собраться с мыслями. И действительно, нужный импульс был получен.

Weekends.travel — ещё один проект, созданный для людей в вечном цейтноте. Отдыхать по две недели для многих предпринимателей и топ-менеджеров — роскошь, отвлечься от дел можно только на пару дней. Зеленский предлагает им комплексное решение: авиабилеты плюс отель плюс советы по культурной программе. По сути, человек приобретает турпутёвку на уикенд. Сформировать выгодное предложение помогли хорошие связи с авиакомпаниями, а вот отношения с отелями пришлось строить с нуля. Отправляясь в командировку, люди выбирают гостиницы вроде Holiday Inn — официозные многоэтажные здания, чей мрачный лобби-бар обычно настраивает на рабочий лад. Отдыхать же предпочитают в иных местах — уютных маленьких арт-отелях, какими полон каждый европейский город. Средний чек путёвки от weekends.travel — 400 евро. Пока туристы отправляются только в несколько городов, и расширение географии не планируется — каждое новое направление должен курировать отдельный менеджер. Сейчас в компании работает всего 10 человек, включая авторов путеводителей на сайте.

Каждые выходные weekends.travel продаёт путёвки примерно сотне человек. У Зеленского есть план, как увеличить количество продаж — сделать более гибкой ценовую политику. Это не сильно скажется на выручке, зато увеличит узнаваемость проекта. Более обеспеченная аудитория тоже не останется без спецпредложения. Для тех, кто готов выложить больше 2000 евро за поездку, Зеленский сейчас делает ещё один сервис. Вместе с билетами и отелем клиент приобретёт внимание персонального гида, который сможет провести тематическую экскурсию, например, сводить своих гостей в самые знаменитые винные подвалы Франции или рассказать об истории парижской моды.

 

Moscow Free Tour


moscowfree.jpg

Сфера деятельности: платные и бесплатные экскурсии

Создан в 2011 году

Основатели: Никита Богданов, Айрат Багаутдинов, Сергей Соболев и Артём Савилов

Каждый день ровно в шесть вечера у Соловецкого камня останавливается молодой человек в кепке. Вокруг него постепенно собираются иностранцы. Они возбуждены, скоро им расскажут про зверства КГБ, секретный бункер Сталина и как советская номенклатура хорошо питалась на заказах из Елисеевского, пока прилавки обычных магазинов пустовали. Молодой человек — не политический активист. Он всего лишь экскурсовод бюро Moscow Free Tour.

Этот проект необычным образом привлекает клиентов, предлагая заплатить за услуги гида столько, сколько желает его слушатель. С помощью таких условно бесплатных экскурсий проект рекламирует свои услуги, а зарабатывает на ежедневных турах для иностранцев, которые проводятся по чёткому расписанию, не требуют предварительной регистрации и стоят от 500 до 1000 рублей.

«Многие иностранцы приезжают в Москву своим ходом, так дешевле, чем покупать путёвку, в стоимость которой входят автобусные экскурсии. Но в нашем городе люди быстро теряются из-за несовершенства навигации. Часто им просто страшно выходить на улицу вечером, и половину поездки они проводят в отелях. Мы стараемся помочь им узнать город», — рассказывает Айрат Багаутдинов.

Свою идею партнёры решили масштабировать и уже запустили бесплатные туры в 50 городах мира, в числе которых – почти все европейские столицы, а также Сеул, Сингапур, Токио и Лас-Вегас. Каждый день в одно и то же время и в одном и том же месте в этих городах можно найти гида, который покажет вам важные места и не потребует с вас денег. Какой суммой вознаградить его, вы будете решать сами.

Дешевые билеты онлайн
Взрослые
от 12 лет
Дети
2-12 лет
Младенцы
до 2 лет
Совет по туризму Сингапура запустил глобальную программу лояльности для MICE групп - INSPIRE
Стартовал четвертый фестиваль морских специалитетов «Держи Краба!», который проводит Паназиатский ресторан Zuma. Попробовать краба по специальной цене можно от Москвы до Владивостока в 71 ресторане-участнике более чем в 20 городах России.
Небольшой и очень удобный регион для автопутешествий на выходные
показать еще
Читайте в сентябре BUSINESS TRAVELLER №35
  • Деловой туризм в Абу-Даби: площадки, идеи и рекомендации
  • Тенденции: Гастрономические рейтинги как бизнес-инструмент
  • Диалоги: Елена Шубина об интуиции в издательском деле
  • Направления: Абу-Даби | Норвегия | Лигурия | Дрезден | Бал-Харбор
Оформить подписку