Премия

Весь дом – театр

Вот уже год в Москве с аншлагом идет, пожалуй, самый необычный спектакль в столице – иммерсивное шоу «Вернувшиеся». Федор Сухов рассказывает, почему идти на шоу обязательно и что ждет зрителей в новом сезоне

В индустрии развлечений иммерсивность (от англ. immersive – создающий эффект присутствия, погружения) сегодня встречается часто: компьютерные игры, квесты, карты с дополненной реальностью. Но ярче всего этот эффект присутствия проявляется в иммерсивных спектаклях. Здесь нет, как в обычном театре, рядов и мест, наблюдать за действием можно, свободно перемещаясь повсюду. Зритель погружается в действие не только эмоционально, но и физически: он чувствует запахи и прикосновения, исследует пространство на ощупь, взаимодействует с актерами и «проживает» собственную сюжетную линию.

Впечатление

«Вернувшиеся» идут в 200-летнем особняке в Дашковом переулке в центре Москвы. Сначала вы спускаетесь в подвал, оставляете одежду и сумку в гардеробе, вместе с номерком получаете бумажку с номером и попадаете в бар. Здесь полумрак, джаз, гости коротают время ожидания за коктейлями и вином. Когда выпадет ваш номер, ведущий проводит вас вглубь особняка. Там женщина строго попросит всех надеть маски и выключить (не перевести в авиарежим, а именно выключить!) мобильные телефоны. Ну а дальше вас ждет почти трехчасовое путешествие по 50 комнатам и четырем этажам старинного дома. Ходите, где хотите, и наблюдайте – события не заставят долго ждать. Вот первая комната. На расстоянии вытянутой руки разворачивается драма. Места хватает не всем, и часть зрителей идет дальше. Кто-то разглядывает интерьеры (здесь есть что разглядывать: реквизит подбирали на барахолках Москвы и Питера, заказывали на аукционах в США и Великобритании, даже обои – в духе времени действия пьесы), кто-то увидел актера и последовал за ним. Трехчасовое путешествие по 50 комнатам и четырем этажам старинного дома Актеры периодически появляются, словно из ниоткуда и также внезапно исчезают, пока пытаешься их догнать – шутка ли, в доме почти две тысячи дверей!
Некоторых зрителей персонажи вовлекают в действие. Например, могут попросить налить вина или помочь выбрать какой-нибудь аксессуар. А особых счастливчиков актеры уводят за собой в потайные комнаты, и что там происходит – никто не знает…
Действие – циклично, то есть актеры играют все сцены дважды, но делают это по-разному, а иногда те же роли исполняют совсем другие артисты. Это удобно, поскольку увидеть за один раз всё просто невозможно (да и за два, впрочем, тоже). В результате у зрителей складывается картинка, причем у каждого – своя, оригинальная и неповторимая.
Всё. Дальнейший рассказ о спектакле невозможен без спойлеров, а их хотелось бы избежать.

Идея и шоу

Пьесу Генрика Ибсена «Привидения» (1881) в иммерсивный спектакль «Вернувшиеся» превратили американские режиссеры Виктор Карина и Мия Занетти. Перед создателями стояла сложная задача – найти дом, в котором действительно могли бы жить персонажи пьесы Ибсена, и чтобы при этом совпадали и другие важные критерии: помещение должно быть не на виду, со сложной организацией комнат. В результате был найден особняк в тихом Дашковом переулке. На подготовку помещения и декораций ушел месяц – у посетителя может сложиться впечатление, что он находится в музее быта столетней давности. Буфеты со старинной посудой, туалетные столики, инструменты цирюльника, светильники, обои и книги – разглядывать это все не менее увлекательно, чем следить за ходом пьесы. На спектакль есть два типа билетов – обычный и VIP. Обладатель последнего сможет увидеть расширенную версию шоу, ему также гарантированы персональный театральный опыт с одним из персонажей и посещение секретного кабинета капитана Алвинга. В особых случаях двери Дома Алвингов закрываются для избранных. Специальный показ – это возможность не только стать частью шоу, но и расширить границы дозволенного: ванна, до краев наполненная шоколадом, джаз-бенд из Нового Орлеана 30-х годов и другие секреты особняка, недоступные обычным гостям. Изначально команда «Вернувшихся» планировала отыграть 50 спектаклей и увезти шоу в Америку. Но каждый спектакль в Москве проходит с аншлагом, поэтому было решено продлить показ в столице. В новом сезоне в шоу добавили сцены и интегрировали звезд.

Актеры

Подбор актеров начался за полгода до премьеры, все репетиции и обучение техникам иммерсивности держались в строжайшей тайне. Кастинг сильно отличался от того, что требуют на театральных просмотрах. Например, первый этап представлял собой не обычное знакомство с режиссером или приветствие – артистов просто попросили… ходить! Постановщикам важно было увидеть, насколько естественными актеры могут быть. Следующим этапом кастинга стала хореография, а после этого начался цикл из трехдневных тренингов, задания на которых были не менее странными.
Формат иммерсивного шоу непривычен не только зрителям, но и артистам, воспитанным в рамках «классической» драматической школы и привыкшим играть на сцене с «четвертой» стеной.
После спектакля очень советуем остаться еще на какое-то время в баре – сесть за столик перед сценой, где выступает джаз-группа, или разместиться за стойкой. Спустя какое-то время в бар выходят актеры – с ними можно познакомиться, выпить по бокалу вина и пообщаться. Я спросил их, каково это – играть буквально в десяти сантиметрах от зрителей, которые могут стоять на пути, мешать заглядывать в глаза?
– Тяжело, – признается актриса Ирина Семенова. – Но не от того, что люди находятся близко от тебя, а от того, что ты погружен в этот мир очень глубоко. Мы выходим, погружаемся в своего персонажа и в течение трех часов в нем существуем.
Здесь посетителям разрешено брать реквизит, передвигать мебель.
– Приходишь, а на столе нет необходимого бокала, и ты должен здесь и сейчас принять решение, как сыграть сцену без него, – делится Александр Шульгин, исполняющий в спектакле роль пастора. – И не поменять при этом сюжет, остаться в своем образе, не разозлиться.
Актер Михаил Половенко воспринимает зрителя как помощника или партнера:
– Он работает вместе с тобой, иногда может изменить определенный ход событий или твое поведение. Зритель играет не меньшую роль, чем твои партнеры.
Кристина Асмус:
За один раз невозможно посмотреть все. Нужно вернуться второй, третий раз. Представьте: в доме 232 человека, это значит, что в один вечер проходит 232 разных спектакля, причем каждый зритель смотрит свое шоу, двум людям посмотреть одно и то же невозможно. Все свободно перемещаются, можно садиться, куда хочется, делать почти всё что угодно. Я – фанат этого шоу, сама была пять раз! Мне нравится и смотреть, и участвовать.

Будущее

Сюжетная линия «Вернувшихся» получила продолжение в Северной столице. В старинном четырехэтажном особняке на Дворцовой набережной разворачивается действие нового иммерсивного шоу «Безликие», ставшего приквелом к «Вернувшимся». Сценарий тоже создан по мотивам пьесы Генрика Ибсена «Привидения» – это рассказ о странных событиях, случившихся накануне тех, что описаны в драме. Сюжеты обоих спектаклей переплетены мистической нитью, но шоу построены таким образом, что порядок посещения спектаклей не играет существенной роли. Зритель сам выбирает, куда идти.
В «Безликих» за три часа 20 исполнителей параллельно разыгрывают более 600 сцен. Чтобы увидеть их все, понадобилось бы около 30 часов. Поэтому, попадая на спектакль, каждый зритель, как из частей мозаики, складывает свою собственную историю.
В петербургском особняке с точностью воссоздана атмосфера эпохи начала XX века. Чтобы добыть аутентичные элементы оформления – от мебели до безделушек на полках – понадобилась настоящая экспедиция по антикварным лавкам и блошиным рынкам. Любую вещь во время спектакля можно потрогать, в любой ящик – заглянуть. Кажется, будто вы действительно попали в старое доброе прошлое. Но не торопитесь с выводами. Стоит приглядеться, и станет ясно: что-то с этим местом не так…
Блуждая по этажам, можно набрести на старую лавку или картинную галерею, заглянуть на пару минут в чей-то дом, и вдруг – оказаться на спиритическом сеансе или в алхимической лаборатории. Это альтернативная реальность, в которой не действуют привычные пространно-временные законы. Как, впрочем, и нормы морали. Жители города «Безликих» плетут интриги и задумывают убийства, устраивают шумные попойки и ритуальные оргии. Именно поэтому маска очень важна. На время шоу она станет залогом вашей анонимности, безопасности, а возможно, и безнаказанности. Нет, в особняке вашей жизни, конечно, ничто не угрожает. Но на всякий случай, прежде чем открыть очередную дверь, подумайте дважды. Ведь с тем, кто сует нос не в свои дела может случиться всякое…
Дешевые билеты онлайн
Взрослые
от 12 лет
Дети
2-12 лет
Младенцы
до 2 лет
Премия
Черноморская Грузия
Тест отеля в Новом районе Тбилисского моря
Тест отеля, расположенного около аэропорта города Франкфурт
Путеводитель по Венеции
Редакция Business Traveller протестировала новинку — Huawei P20, чтобы понять, насколько смартфон подходит тем, кто часто путешествует.
Тест отеля с винной обсерваторией
Новые летние напитки московских ресторанов
Рестораны с лисичками в меню
Краткий путеводитель по грузинскому вину
Гостиничное хозяйство
Тест отеля с головокружительными видами
Перелет по маршруту Москва (VKO) – Стамбул – Маэ (Сейшелы)
Направление MICE / Грузия
Первый настоящий отель Лиона
Отель с иголочки с безупречным сервисом
Нешаблонный all inclusive в хорошо знакомой Турции
показать еще
Вопрос
Старший вице-президент по бренд-коммуникациям и коммерческому развитию компании Hyatt International в странах Европы, Африки, Ближнем Востоке и Юго-Западной Азии
Читайте в августе BUSINESS TRAVELLER №29
  • Тесты: Гостиницы Москвы и Стамбула
  • Стоповер: Предложения для транзитных путешественников
  • Диалоги: Сергей Сельянов – о российском кино
  • Выход в город: Женева | Манама | Токио | Бухара | Самарканд
Оформить подписку