Премия

Самые быстрые поезда мира

Первый пассажирский поезд, построенный в Англии, развивал невиданную скорость – 38 км/ч! Современные поезда – конкуренты самолетов: они преодолевают сотни километров за считанные минуты и изменили наши представления о времени и пространстве. Андрей Ульянов выбрал десять стран с очень быстрыми поездами

Китай

Запуск: 2007 г.
В эксплуатации (км): 25 000
На стадии строительства (км): 16 155
Скорость (км/ч): 350


Сверхскоростное железнодорожное движение в Китае стало развиваться благодаря Олимпиаде-2008: первая линия появилась за год до игр и связала Пекин с портовым Тиаджином. Поезда на ней разгонялись до 350 км/ч. За 10 лет Китай стал лидером в этой области – в стране самая большая сеть высокоскоростных железных дорог. По планам, к 2020 году длина линий достигнет 30 тыс. км и охватит все города с населением больше 500 тыс. человек.
Китаю принадлежит и рекорд скорости на регулярных железнодорожных рейсах. Шанхайский маглев (Shanghai Maglev Train), первый коммерческий поезд на магнитной подушке в мире, достигает скорости 431 км/ч. Расстояние в 30 км до аэропорта Пудун он преодолевает всего за 7 минут. В тестовом запуске этот поезд развил скорость 501 км/ч.

Испания

Запуск: 1992 г.
В эксплуатации (км): 3100
На стадии строительства (км): 1800
Скорость (км/ч): 330


В Испании, как и в России, железнодорожными перевозками управляет госмонополия – компания Renfe. Визитная карточка и гордость компании – поезда AVE (сокращение от Alta Velocidad Española, в переводе – «высокая испанская скорость»), связывающие все крупные города страны. «Фишка» поезда – исключительная для дальних расстояний пунктуальность: так, если поезд на линии Мадрид – Севилья опоздает более чем на пять минут, компания-оператор возвращает пассажирам деньги за билет.

Германия

Запуск: 1991 г.
В эксплуатации (км): 3038
На стадии строительства (км): 330
Скорость (км/ч): 330


Поезда InterCity Express (ICE) – один из самых удобных способов передвигаться по Германии. Высокоскоростная система состоит из 30 линий и связывает более 180 городов. Сеть ICE уже вышла за пределы страны: поезда ходят в Амстердам, Базель, Брюссель, Копенгаген, Цюрих, Вену, Париж и другие города. Основа подвижного состава ICE – вагоны Siemens Velaro, точно такие же используются в сети «Сапсан» между Москвой и Санкт-Петербургом.

Япония

Запуск: 1964 г.
В эксплуатации (км): 2765
На стадии строительства (км): 681
Скорость (км/ч): 320


Знаменитый «Синкансэн» по-японски означает «новая магистраль», но в народе его называют «пулей». Еще бы: рекорд скорости рельсового поезда составляет 443 км/ч, а поезда на магнитной подушке – 581 км/ч. Но в обычной жизни «пули» гоняют с меньшей скоростью – около 320 км/ч.
«Синкансэн» – самая старая высокоскоростная сеть в мире: первый поезд был пущен в 1964 году (к летней Олимпиаде) и связал Токио с Осакой. А еще это и самый безопасный поезд в мире: за 53 года ни одной аварии!

Франция

Запуск: 1981 г.
В эксплуатации (км): 2647
На стадии строительства (км): 670
Скорость (км/ч): 320


Французская сеть высокоскоростных поездов TGV – одна из старейших в мире. Первая линия была открыта в 1981 году между Парижем и Лионом. Сегодня сеть TGV состоит из восьми линий, охватывающих 230 станций. Поезда не только ездят во Франции, но и связывают французские города с Бельгией, Швейцарией, Италией и другими странами.
Кроме того, именно из поездов серии TGV комплектуются составы Eurostar, которые ходят между континентальной Европой и Великобританией через тоннель под Ла-Маншем.

Великобритания

Запуск: 2003 г.
В эксплуатации (км): 1377
На стадии строительства (км): 0
Скорость (км/ч): 300


Первым применением высокоскоростных поездов со скоростью 300 км/ч в Британии стала железная дорога Евротоннеля. Сам тоннель под Ла-Маншем был открыт в 1994 году, но скоростное сообщение (300 км/ч) появилось почти десятью годами позже. Сегодня поезд из Лондона в Париж идет 2 ч. 15 мин. (490 км), из Лондона в Брюссель – 1 ч. 51 мин. (320 км).
К 2009 году в Великобритании были запущены новые скоростные поезда, связавшие столицу с Бирмингемом, Манчестером, Ливерпулем, Эдинбургом, Глазго и другими городами. Однако эти маршруты высокоскоростными назвать нельзя: поезда разгоняются максимум до 200 км/ч (на некоторых участках – до 230 км/ч).

Италия

Запуск: 1989 г.
В эксплуатации (км): 1350
На стадии строительства (км): 125
Скорость (км/ч): 300


Первая высокоскоростная линия связала Рим и Флоренцию – в 1989 году поезда на этом участке разгонялись до 300 км/ч. Частью высокоскоростных поездов Италии управляет компания Trenitalia, принадлежащая правительству. Это составы «Фречче», связывающие крупные города: Рим, Флоренцию, Венецию, Милан, Неаполь. Самый быстрый в Италии поезд называется «Фреччаросса» («Красная стрела»). Он ходит по специальным высокоскоростным линиям, может набирать скорость до 400 км/ч и является одним из самых экологических поездов в мире: обладает минимальными выбросами CO2 и построен почти полностью из перерабатываемых материалов.
Кроме того, есть еще поезд «Итало» – в отличие от «Фречче», им управляет частная компания. «Итало» ходит из Венеции в Неаполь, а также из Турина в Салерно и Анкону.

Южная Корея

Запуск: 2004 г.
В эксплуатации (км): 1048
На стадии строительства (км): 393
Скорость (км/ч): 305


Южнокорейский поезд KTX Sancheon (Korea Train eXpress) был построен компанией Hyundai Rotem на основе французской модели TGV. Инфраструктура дорожной сети рассчитана на движение в 350 км/ч, но из соображений безопасности скорость поездов ограничена до 305 км/ч. Маршрутная сеть состоит из 14 линий, которые охватывают всю небольшую страну.

Турция

Запуск: 2009 г.
В эксплуатации (км): 745
На стадии строительства (км): 1180
Скорость (км/ч): 300


Строительство высокоскоростных магистралей в Турции началось в 2003 году. В 2009-м открылся первый 250-километровый участок – между Анкарой и городом Эскишехир (примерно на полпути между Анкарой и Стамбулом). В 2014-м линия была дотянута и до Стамбула.
В ближайшие два года скоростные маршруты доведут до Измира и курортных городов Средиземноморского побережья. А к 2023-му, когда Турция будет отмечать столетие республики, покрытие высокоскоростной железнодорожной сети превысит 10 000 км.

Россия

Запуск: 2009 г.
В эксплуатации (км): 645
На стадии строительства (км): 770
Скорость (км/ч): 250


Первые проекты высокоскоростного железнодорожного транспорта появились в 1980-х, но работы были свернуты по политическим и экономическим причинам.
В 2009 году открылось скоростное сообщение между Москвой и Санкт-Петербургом. Для этого были закуплены поезда немецкой компании Siemens. При этом «высокоскоростным» поезд назвать нельзя: «Сапсаны» ходят по обычным (не выделенным) путям, конструкционная скорость поезда составляет 250 км/ч, а эксплуатационная ограничена 230 км/ч.
Первая в России настоящая высокоскоростная магистраль только проектируется. Она свяжет Москву с Казанью, с перспективой продления до Екатеринбурга. Ожидаемый срок запуска первого участка – 2023 год. Впрочем, строительство еще даже и не началось.
Дешевые билеты онлайн
Взрослые
от 12 лет
Дети
2-12 лет
Младенцы
до 2 лет
Премия
В центре внимания / ЧМ-2018
Сити-отель с африканским настроением
Коллекции коктейлей, посвященных российским городам, принимающим у себя игры ЧМ
Перелет из Москвы в Ханой бизнес-классом на «Дримлайнере»
Прогулка по Воронежу
Путеводитель по Эдинбургу
Тест отеля, погружающего в атмосферу XIX века
Курортная карта / Фиджи
Люксовые поезда-отели
Уикенд на севере Франции
Тест «оазиса» среди песков
Эко-курорт на берегу озера Гарда
Тест Boeing 737-800NG (Next Generation) и Boeing 737 8 MAX
показать еще
Вопрос
Старший вице-президент по бренд-коммуникациям и коммерческому развитию компании Hyatt International в странах Европы, Африки, Ближнем Востоке и Юго-Западной Азии
Читайте в апреле BUSINESS TRAVELLER №27
  • Тесты: Waldorf Astoria Ras al Khaimah | перелет flydubai
  • Бизнес: Обзор салонов бизнес-класса на дальних рейсах
  • Диалоги: Алексей Ситников о президентских выборах
  • Выход в город: Эдинбург | Довиль | Воронеж | Фиджи
Оформить подписку