Премия

Путь дракона

Китай стремится к мировому лидерству в авиаперевозках. Доказательство этому – активное открытие новых аэропортов, авиакомпаний и маршрутов. Рассказывает Валериан Хо

Начнем с небольшой, но очень впечатляющей статистики. В 2015 году число китайских авиатуристов превысило 120 млн. Согласно прогнозу новостного агентства Travel Daily China, к 2020 году эта цифра достигнет 200 млн человек. Сегодня Поднебесная по объему перевозок занимает второе место после США. По данным Управления гражданской авиации КНР, в 2016 году китайские компании перевезли почти 488 млн пассажиров – на 12% больше показателя 2015-го. Если индустрия будет расти такими темпами, число пассажиров превысит 1,3 млрд к 2020 году. Одна из причин столь бурного роста – развитие среднего класса в Китае: по разным оценкам, к нему причисляют 300-400 млн человек. Международная ассоциация воздушного транспорта (International Air Transport Association, IATA) полагает, что Китай отберет у США звание крупнейшего авиационного рынка к 2025 году. Следует отметить, что из 3300 направлений, по которым летали китайские компании в 2015 году, 80% были внутренними. Тем не менее, аппетит на международные рейсы у Китайского Дракона продолжает расти, и его рынок внешних перевозок с каждым годом становится все более привлекательным для всех игроков индустрии путешествий и гостеприимства. Сегодня современный аэропорт есть почти в каждом городе КНР, а в некоторых даже несколько. В эксплуатацию ежегодно вводятся сотни и тысячи инфраструктурных объектов. Вдумайтесь только: к 2030 году в Китае планируется построить 1600 больших и малых аэропортов и аэродромов (сегодня их чуть более 400)!

За хабом хаб

Большая часть новых аэропортов – регионального значения, однако качеству обслуживания пассажиров международных рейсов тоже уделяется большое внимание. В планах на 13-ю пятилетку (2016-2020 годы) – построить 20 международных аэропортов по всей стране, доведя их общее количество до 260.
В прошлом году были сданы в эксплуатацию новые хабы в провинциях Шаньдун, Гуандун, Юньнань и Цинхай, другие еще строятся. Вероятно, самый важный из тех, что появятся в ближайшем будущем, – это мега-аэропорт Дасин стоимостью 80 млрд юаней ($12 млрд), который возводят к югу от Пекина. Близ столицы уже есть два аэропорта – международный Шоуду и меньший по размеру Наньюань, обслуживающий в основном внутренние рейсы, но они работают на пределе возможностей. Шоуду – второй по размеру аэропорт в мире, его максимальная пропускная способность – 83 млн пассажиров, но уже в 2015 году этот предел был превышен.
Новый международный хаб строится в южном районе столицы, он будет ближе к центру города, чем существующие аэропорты. Сразу после открытия, которое планируется на 2019 год, его пропускная способность составит около 45 млн пассажиров, к 2025 году будет увеличена до 72 млн, а проектный максимум – 100 млн. Когда эта цифра будет достигнута, Дасин станет крупнейшим аэропортом в мире.
Здание футуристического вида разработали специалисты по дизайну аэропортов ADP Ingenierie, дочерней компании Paris Aeroport. По проекту у аэровокзала всего один терминал, выполненный в форме руки, пять «пальцев» которой – посадочные выходы. Все будет сделано «по уму» (во всяком случае, так обещают проектировщики): самый дальний гейт находится лишь в восьми минутах пешком от зоны досмотра. Доступ к магазинам и наземному транспорту обещают тоже сделать легким и быстрым.
В новом аэропорте будет семь взлетно-посадочных полос, при этом четыре введут в эксплуатацию сразу, а остальные – в течение последующих нескольких лет. Отдельный повод для гордости инженеров – расположение всех ВПП: они спроектированы так, что задержек с вылетами не будет в принципе.
Другой значимый международный аэропорт – Тяньфу – строится в Чэнду, столице провинции Сычуань. Его уже называют «Западными воротами Китая». Чэнду – важнейший экономический центр и крупный транспортный узел региона, так что это вполне логичный выбор для инвестиций. Максимальная пропускная способность Международного аэропорта Шуанлю в Чэнду – 50 млн пассажиров, реальный трафик вот-вот превысит норму, так что новый хаб нужен как воздух. Тяньфу строится в 50 км от Чэнду, к нему обещают подвести автомобильную дорогу и железнодорожную ветку. Согласно плану, у него будет шесть ВПП, а пропускная способность составит 90 млн пассажиров в год. Общий объем инвестиций в аэропорт, название которого переводится как «Земля изобилия», составляет около $11 млрд. Этот воздушный порт станет крупнейшим в Западном Китае и четвертым по величине в стране. «Тяньфу привлечет инвестиции в экономические программы страны, нацеленные на развитие дельты реки Янцзы и Шелкового пути, – считает мэр Чэнду Тань Ляньцзы. – Аэропорт позволит лучше открыть Сычуань внешнему миру и совершить прорыв в экономике». Еще одна важная инфраструктурная инновация – Международный аэропорт в Сямыне с пропускной способностью в 70 млн пассажиров, который откроется в 2020 году на острове Дадэн. Аэропорт с четырьмя ВПП сможет принимать большие лайнеры, такие как А380 и В747, и обслуживать до 55 млн пассажиров в год. Помимо строительства новых хабов, в Китае полным ходом модернизируются действующие воздушные порты: местные власти изыскивают разные способы увеличения пропускной способности. Например, в шэньянском аэропорту Таосянь пару лет назад открылся новый международный терминал площадью 248 тысяч кв. м с 30 гейтами – теперь это важнейший хаб Северного Китая. Заканчиваются строительные работы в Чунцинском международном аэропорту Цзянбэй: летом этого года здесь откроется новый терминал площадью 54 тысячи кв. м. Новый терминал появится и в аэропорту Хайкоу Мэйлань, что на острове Хайнань. Проект, оцениваемый в $2,25 млрд, должен быть завершен к 2019 году. В терминале будет 110 стоек регистрации, более 60 выходов на посадку и крупнейшая в КНР зона дьюти-фри. Пропускная способность аэропорта увеличится до 35 млн пассажиров в год.

Большая тройка

Сегодня в Китае работает 48 национальных пассажирских авиаперевозчиков – количество впечатляющее, особенно если учесть, что старейшая из существующих ныне авиакомпаний основана лишь 33 года назад. Хотя большинство перевозчиков работают исключительно на внутреннем рынке, наблюдается тенденция к приобретению дальнемагистральных лайнеров и развитию международных маршрутов. Китайский Дракон атакует: три его головы – Air China, China Eastern и China Southern – создали масштабные маршрутные сети в стране, связав все важнейшие города и провинции, и уже на равных с мировыми гигантами конкурируют на рынке международных перевозок.
Air China летает в 40 стран, маршрутная сеть состоит из 174 городов, включая 68 международных маршрутов. Это первая китайская авиакомпания, самолеты которой побывали на всех шести континентах. Пассажирский флот Air China регулярно обновляется. В прошлом году в нем появился первый Вoeing 787-9 «Дримлайнер», заказано еще 15 таких же самолетов. Из годового отчета следует, что прибыль Air China составила 109 млрд юаней (около $16,5 млрд).
Чуть меньше заработала в прошлом году авиакомпания China Eastern ($15 млрд), однако восемь лет назад этот показатель был в 2,5 раза меньше. За последние три года перевозчик открыл 21 новый международный маршрут в города Европы, Америки, Австралии. Флот China Eastern – один из самых новых в Китае (средний возраст самолетов – шесть лет). Новенькие Вoeing-777 оснащаются современными салонами первого класса, удобными инновационными креслами в бизнес- и эконом-классах. Недавно авиакомпания разместила заказ на 20 самолетов А350 и 15 Вoeing-787, которые планируется использовать на дальнемагистральных рейсах, в частности в Северную Америку.
Базирующаяся в Гуанчжоу China Southern, по собственному заявлению, стала первой в мире авиакомпанией, эксплуатирующей одновременно и А380, и В787. У нее самый большой авиапарк в Азии и в ближайшие пять лет перевозчик планирует существенно пополнить его за счет Вoeing 787-9 и Вoeing 737 МАХ. К 2020 году размер флота планируется удвоить и довести до 1000 самолетов, компания планирует перевозить 168 млн пассажиров в год.
China Southern летает в 49 городов мира, в прошлом году она открыла рейсы в Торонто и Аделаиду. В планах – начать полеты в Южную и Центральную Америку, а также запустить прямые рейсы во Франкфурт и австралийский Кэрнс.
Большие надежды авиакомпания связывает с модернизацией международного аэропорта Байюнь: в 2015 году здесь появилась третья ВПП, а в феврале 2018 года откроет свои двери второй терминал. Дополнительные удобства, вкупе с опцией 72-часового безвизового пребывания в Китае для транзитных пассажиров, должны привлечь международных путешественников, а Гуанчжоу сделать крупным пересадочным хабом.

Гонка за лидерами

Большая тройка пока доминирует в Китае, однако другие авиакомпании расширяются столь агрессивно, что ситуация может вскоре измениться. В первую очередь, речь идет о Hainan Airlines и Xiamen Air, которые за несколько лет значительно увеличили свои авиапарки и расширили маршрутную сеть до Европы и США.
Рост Hainan Airlines стал возможен благодаря инвестициям, полученным от собственника – конгломерата HNA Group. В июне прошлого года в авиакомпании появился первый Boeing 787-9, оснащенный 30 местами бизнес-класса Super Diamond и 259 местами в экономическом классе. Самолет оборудован системой развлечения Panasonic eX3, всем пассажирам предоставляется бесплатный Wi-Fi, а путешественникам бизнес-класса вручаются индивидуальные наборы от Bulgari и шумопоглощающие наушники Bose.
«Дримлайнеры» будут использовать на маршрутах в Лас-Вегас, а также на новейших рейсах в Манчестер и Тель-Авив (полеты начались в июне 2016 года). В планах компании – полеты в Лондон, Нью-Йорк и Лос-Анджелес.
Xiamen Air до недавнего времени специализировалась на региональном и внутриазиатском рынке, но в 2015 году, после получения первого Boeing 787-8, перевозчик открыл для себя и дальние направления. Первым таким маршрутом стал Амстердам. Дебют оказался успешным, и авиакомпания запустила рейсы в Сидней, Мельбурн, Ванкувер и Сиэтл. Сегодня у Xiamen Air шесть В787-8 с тремя классами обслуживания (первый, бизнес и экономический), а также еще более современные В787-9. «К 2020 году мы планируем увеличить наш флот до 268 самолетов с ежегодным пассажиропотоком в 50 млн, – говорит президент компании Чэ Шанлунь. – Мы намерены стать ведущей авиакомпанией Азиатско-Тихоокеанского региона и прорваться в топ-20 мирового рынка авиаперевозок».
Sichuan Airlines также присматривается к доле в мировом рынке и теперь летает в такие города, как Сидней, Ванкувер и Лос-Анджелес. Tianjin Airlines открыла в прошлом году рейсы в Лондон-Гэтвик и Окленд, а в 2017-м намерена связать Тяньцзинь с Мельбурном. Базирующаяся в Шэньчжене компания Donghai Airlines разместила заказ на 25 В737 МАХ и 5 В787-9 в июле прошлого года.

Бюджетный бум

Рынок бюджетных перевозок также стремительно растет в Поднебесной. Первый китайский лоукостер Spring Airlines начал работать в 2005 году и сегодня предлагает дешевые рейсы в Токио, Бангкок, Сингапур и Сеул.
С 2013 года Управление гражданской авиации Китая активно поддерживает лоукостеров. Результатом стало появление сразу нескольких новых компаний: в 2014 году основаны Ruili Airlines и 9 Air, лоукостером стала China United Airlines.
Столь быстрый рост рынка бюджетных полетов привел к образованию в прошлом году U-Fly Alliance – первого в мире альянса лоукостеров. Трое из пяти участников базируются в Китае (Lucky Air, Urumqi Air и West Air), также в сеть входят гонконгская HK Express и корейская Eastar Jet.
Рынок бюджетных перевозок еще только набирает обороты, здесь есть пространство для роста. По оценкам экспертов, сегмент бюджетных перевозок занимает лишь 7-10% внутреннего рынка Китая (сравните с 40% в Европе, 56% в Юго-Восточной Азии и 32% в США), но к 2020 году этот показатель должен удвоиться.

Сделано в Китае

Китай собирается потеснить не только перевозчиков, но производителей самолетов. В апреле этого года летные испытания успешно прошел первый китайский пассажирский лайнер COMAC C919. Государственная корпорация коммерческой авиации Китая (СОМАС) была основана в 2008 году для разработки регионального лайнера отечественного производства.
Этот узкофюзеляжный самолет рассчитан на 168 мест, но в будущем инженеры планируют создать на его основе и другие модели. Разработка ведется при поддержке китайского правительства. В компании COMAC отмечают, что при своей относительно невысокой цене он составит достойную конкуренцию Airbus A320 и Boeing 737, самым востребованным на современном рынке самолетам. Серийное производство начнется в 2019 году, но уже сейчас производитель получил 570 заказов.
Учитывая аппетиты Китая, можно держать пари, что вслед за COMAC C919 появятся новые модели, большей вместимости и дальности.
Дешевые билеты онлайн
Взрослые
от 12 лет
Дети
2-12 лет
Младенцы
до 2 лет
Премия
Тест отеля для деловых путешественников
Отель с космическими интерьерами и сервисом
Тест отеля в самой «пятизвездочной» части города
Гостиничное хозяйство
Тест отеля, достойного «двухсот звезд»
Кресла в бизнес-классе
Boeing 757-200, 767-300ER
Интервью с ресторатором Михаилом Гохнером
О том, как взять и все поменять в 50 лет
Непревзойденный корейский сервис в сердце северной столицы
участник премии
Перелет из Москвы в Лондон первым классом
Бизнес-зал в терминале E
показать еще
Вопрос
Старший вице-президент по бренд-коммуникациям и коммерческому развитию компании Hyatt International в странах Европы, Африки, Ближнем Востоке и Юго-Западной Азии
Читайте в октябре BUSINESS TRAVELLER №24
  • Тесты: Lotte Hotel St. Petersburg | New World Shanghai
  • Бизнес: Самые привлекательные города для стартапов
  • Спецпроект: Путешествие по местам "Игры престолов"
  • Выход в город: Сеул | Дубай | Иннополис | Москва
Оформить подписку