Премия

От чего зависит цена билетов на поезд

Билеты на один и тот же поезд не всегда стоят одинаково. Цена зависит от множества условий и может значительно меняться. Как работает система динамического ценообразования, и может ли пассажир, используя эту систему в свою пользу, с выгодой покупать билеты на поезда? Разбиралась Марина Скляренко

От чего зависит стоимость билета?

Основной принцип: чем активнее спрос и меньше свободных мест, тем выше цена. Размер коэффициента, увеличивающего или уменьшающего цену, зависит также от популярности маршрута и расстояния, категории поезда, выбранной даты и времени поездки, количества дней до отправления. Система действительно динамичная: в реальном времени она анализирует десятки факторов и производит перерасчет стоимости проезда по всем маршрутам следования всех поездов. Цена билета может меняться не только в течение дня, но даже часа.

Как работает динамическое ценообразование?

На сайте «РЖД» перечислены условия ценообразования – количество дней до отправления, уровень загрузки поезда, спрос и неравномерность спроса (в зависимости от сезона, дня недели, времени суток: так, в пятницу вечером и в воскресенье билеты обычно стоят дороже, чем в будние дни).
Самый большой выбор мест в вагоне, что вполне логично, – в день старта продаж билетов. На большинство поездов, в том числе «Сапсаны», продажа открывается за 90 суток (на ряд поездов – за 60 или 45) в 8 часов утра по московскому времени. Однако не факт, что в момент старта цена будет обязательно самой низкой: если динамическая система отследит высокий спрос, то коэффициенты повысятся. В то же время при низком спросе цена может упасть.
Динамическое изменение стоимости билетов на «Сапсан» для каждого из классов происходит отдельно. Как правило, эконом-класс раскупают первым, поэтому и дорожает он быстрее. Иногда оказывается, что билеты в «эконом» стоят дороже, чем в «бизнес».
Например, на вторник 5 июня (за 2,5 месяца до отправления) билет из Москвы в Петербург на утреннем «Сапсане» (05.45) обойдется в 2956 руб. На 9-часовой поезд – 3161 руб., а на последний, прибывающий в Северную столицу в 0:40, цена снижается на 20% – до 2362 руб. На такой же обычный вторник 3 апреля (за две недели до путешествия) минимальная цена билета на тот же утренний поезд всего 1931 руб. – на 35% ниже. Спрос не очень активный, свободных мест достаточно, и перевозчик стремится продать билеты со скидкой – это лучше, чем не заработать ничего. На момент написания статьи до старта ЧМ-2018 оставалось более 90 дней. Однако вероятно, что в столь же обычный, как кажется, вторник 10 июля, а также в понедельник, среду и четверг этой недели билеты на «Сапсан» будут значительно дороже и быстро закончатся. Дело в том, что полуфиналы футбольного чемпионата состоятся как раз 10 июля в Санкт-Петербурге и 11 июля в Москве.

На каких поездах не действует динамическое ценообразование?

В плацкартных и общих вагонах. В них стоимость билетов регулируется государством, меняется в зависимости от сезона и равна среднегодовой цене плюс/минус коэффициент. Все коэффициенты утверждаются на год вперед и открыто публикуются. Так, в плацкартных и общих вагонах с 9 июня по 31 августа 2018 года будет действовать самый высокий тариф – плюс 20% к обычной цене. Самый низкий (минус 10%) установлен в периоды до 25 мая и после 25 сентября. Кроме того, динамическое ценообразование не действует в иностранных поездах. Там цена билета определяется перевозчиком, которому принадлежит поезд.

Какие еще факторы влияют на стоимость билета?

В «РЖД» учитываются и специальные условия – такие, как возраст пассажира, оформление в одном заказе поездки туда/обратно. Есть специальные акции: 50% при покупке билета за семь суток до или после дня рождения пассажиру-имениннику и трем его сопровождающим. Также за полцены могут путешествовать молодожены в течение одного месяца со дня регистрации брака. Сократить цену на треть могут пассажиры младше 21 года и старше 60 лет, скидка в 40% предусмотрена для людей с ограниченными физическими возможностями. Есть групповые билеты (при оформлении билета на 10 человек и более скидка составит 10-20%), специальные дорожные карты «Универсальная» (-0%) и «Бизнес-класс» (-30%).

5 секретов выгодной покупки

Зимой и летом с разным бюджетом
Пиковые сезоны для всей транспортной отрасли – это государственные праздники, школьные каникулы и время отпусков. Цены на билеты значительно снижаются в периоды, когда люди редко отправляются в поездки. Например, минимальные тарифы стоит ловить после новогодних каникул. Разница отправления всего в один день может существенно сказаться на цене.

Выходной – дорогой
Большинство пассажиров планируют свои путешествия с вечера пятницы до вечера воскресенья. Но в эти дни цены на билеты самые высокие. Мониторинг спроса на билеты учитывает день недели: выбирайте для поездки вторник, среду и четверг, когда спрос ниже.

Жаворонки в плюсе
Стоимость билета зависит в том числе и от времени суток. Если вы привыкли рано вставать, предпочтите дневному поезду тот, что отправляется 4-5 часов утра.

Выше – дешевле
Верхние полки купе обычно стоят на 10-20% ниже. Часто «РЖД» устраивает специальные акции и продает верхние места на 40% дешевле – практически по цене плацкарта.

«Удачный вторник»
Так называется акция по распродаже билетов. Список поездов, участвующих в акции, появляется на сайте «РЖД» в понедельник. Скидка доходит до 35%.
Дешевые билеты онлайн
Взрослые
от 12 лет
Дети
2-12 лет
Младенцы
до 2 лет
Премия
Черноморская Грузия
Тест отеля в Новом районе Тбилисского моря
Тест отеля, расположенного около аэропорта города Франкфурт
Путеводитель по Венеции
Редакция Business Traveller протестировала новинку — Huawei P20, чтобы понять, насколько смартфон подходит тем, кто часто путешествует.
Тест отеля с винной обсерваторией
Новые летние напитки московских ресторанов
Рестораны с лисичками в меню
Краткий путеводитель по грузинскому вину
Гостиничное хозяйство
Тест отеля с головокружительными видами
Перелет по маршруту Москва (VKO) – Стамбул – Маэ (Сейшелы)
Направление MICE / Грузия
Первый настоящий отель Лиона
Отель с иголочки с безупречным сервисом
Нешаблонный all inclusive в хорошо знакомой Турции
показать еще
Вопрос
Старший вице-президент по бренд-коммуникациям и коммерческому развитию компании Hyatt International в странах Европы, Африки, Ближнем Востоке и Юго-Западной Азии
Читайте в августе BUSINESS TRAVELLER №29
  • Тесты: Гостиницы Москвы и Стамбула
  • Стоповер: Предложения для транзитных путешественников
  • Диалоги: Сергей Сельянов – о российском кино
  • Выход в город: Женева | Манама | Токио | Бухара | Самарканд
Оформить подписку