Премия

Новые ворота

По всей России продолжается строительство новых и реконструкция действующих аэропортов. 2017-й стал рекордным по открытиям воздушных гаваней. Константин Парфенёнок изучил, что и где было построено за год

В Государственном реестре гражданских аэродромов и вертодромов Российской Федерации сегодня зарегистрировано 229 аэродромов, включая испытательные. Из них аэропортов федерального значения со значимой нагрузкой – чуть больше 90. Для сравнения: в США – 13 тысяч аэродромов, из которых 5 тысяч имеют гражданское сообщение.
По данным Минтранса, с 1990 года количество региональных аэропортов сократилось почти в четыре раза. В основном они закрывались в отдаленных районах Севера, Сибири, Дальнего Востока, когда жители массово покидали свои города и поселки и перебирались в центральные районы страны. Впрочем и в центральной России ситуация не намного лучше. Большинство действующих аэропортов построены 30-40 лет назад и представляют собой типовые советские здания с унылыми терминалами и отсталой инфраструктурой.
Ситуация стала меняться несколько лет назад, в первую очередь, благодаря федеральной программе «Развитие транспортной системы России на 2010–2020 годы». К 2020-му будут построены и реконструированы 103 взлетно-посадочных полосы, а количество пассажиров на местных авиалиниях должно вырасти в 1,5 раза.
Прошедший год стал рекордным по строительству и модернизации российских аэропортов: обновленных, а то и вовсе новых терминалов открылось много, и в этом, отчасти, виновата одна спортивная забава.

Мы все больны футболом

Каждое крупное спортивное событие – хорошая инфраструктурная встряска для любой страны, а тем более для России. У нас и раньше довольно оперативно строили аэропортовую инфраструктуру к такого рода событиям. Вспомним хотя бы Олимпиаду-1980, благодаря которой появился терминал Шереметьево-2 (сейчас называется F). Поэтому, когда в конце 2010-го Россию выбрали хозяйкой Чемпионата мира по футболу 2018 года, стало ясно, что масштабы встряски будут серьезными, ведь матчи пройдут в 11 городах, от Калининграда до Екатеринбурга.
Впрочем, не футболом единым. Обновленные аэропорты появились в Анапе, Красноярске, Перми и некоторых других городах, где не будут проходить игры ЧМ-2018. Дело в том, что терминалы там не просто были устаревшими, а совсем не справлялись с всё возрастающими нагрузками, особенно в высокий сезон. Гораздо приятнее ждать своего вылета в светлом просторном терминале с видом на перрон, чем в темной коробке без окон. Давайте же разберемся, что получили российские пассажиры в 2017 году.

Тюмень

Первым обновленным аэропортовым комплексом 2017 года стал аэровокзал Рощино в Тюмени. После завершения реконструкции его увеличилась более чем в четыре раза – с 6 тыс. до 27 тыс. кв. м. Пропускная способность удвоилась до 600 пассажиров в час. Новый терминал – большой, удобный, теплый, уютный, с магазинами дьюти-фри и самой современной инфраструктурой. Были увеличены залы ожидания, зоны пограничного и таможенного контроля, возросло количество стоек регистрации, организована отдельная трансферная зона для пересадки пассажиров с рейса на рейс, построено пять телескопических трапов. Пропускная способность обновленного аэропорта – 5 млн пассажиров в год. Результат очевиден: в 2017 году пассажиропоток вырос почти на 23%, увеличилась частота полетов, появились новые направления, в том числе Нижний Новгород, Самара, Томск, Уфа, Ростов-на-Дону, Усинск, Салоники, Дубай. В октябре аэропорт принял 1,5-миллионного пассажира на два месяца раньше чем в 2016 году.

Анапа

Анапский аэропорт Витязево обязан своим обновлением не футболу, а массовому отдыху. В июле 2017 года компания «Базэл Аэро» открыла в новый аэропортовый терминал. Почти 1,5 млн пассажиров (в 2016-м Анапа обслужила 1,4 млн пассажиров) вздохнули спокойно. Каждый, кто хоть раз вылетал из старого терминала, особенно летом, поймет, о чем речь. Аэропорт построен в середине 1970-х, внешне с тех пор не сильно изменился. А вот пассажиропоток постоянно растет: за последние пять лет он увеличился в 2,5 раза. Понятно, что старая «коробка» стала тесновата.
Новый аэровокзал площадью около 12 тыс. кв. м (общая площадь аэропорта теперь составляет 16,5 тыс. кв. м) может обслуживать до 600 пассажиров в час. Внутри все продумано и организовано так, чтобы пассажиры чувствовали себя комфортно: новые магазины, много кресел, игровая площадка и комфортный бизнес-зал. Но есть у анапского аэропорта еще одна уникальная особенность – солнечные коллекторы, благодаря которым удалось существенно сократить расходы на освещение: зеленые технологии в действии.

Калининград

Многострадальный терминал калининградского аэропорта пытались безрезультатно достроить несколько раз, пока он не перешел под контроль холдинга «Новапорт». В июле прошлого года была открыта первая очередь или, как ее еще называют, левая часть терминала. Обслуживание всех рейсов теперь происходит там, а правая часть закрылась на реконструкцию. Сдача в эксплуатацию всего аэропортового комплекса планируется весной 2018 года.
Общая площадь аэровокзала составит 39 тыс. кв. м. Новый терминал позволит увеличить пропускную способность до 1250 пассажиров в час, а на время ЧМ-2018 она достигнет 1950 человек в час в одном направлении. Увеличится количество пунктов пограничного досмотра – их станет 22, вырастет число стоек регистрации.

Пермь

Пермский аэропорт Большое Савино тоже находится под управлением компании «Новапорт». Новый терминал, открывшийся в конце ноября, расположен примерно в 1,5 км от старого, по той же дороге – шоссе Космонавтов.
Вход в аэровокзал стилизован под знаменитую пермскую букву П. Как и в большинстве современных аэропортов, в дизайне много стекла и металла, а благодаря панорамным окнам в здании много света.
Общая площадь терминала – 30 тыс. кв. м, внутри – 20 стоек регистрации, два бизнес-зала, четыре ленты выдачи багажа, и семь автобусных выходов на посадку. Телетрапы обещают построить через год. Вместе с аэропортом были реконструированы и сопутствующие объекты: шоссе Космонавтов, дорожная развязка, парковка.
Интересно, что выбирать название для терминала власти доверили жителям города, организовав голосование на специальном сайте. Были варианты назвать аэровокзал в честь знаменитых пермяков, но горожане оказались консервативными: нынешнее имя – Большое Савино – победило с большим отрывом.

Ростов-на-Дону

Расположенный в 40 км от Ростова-на-Дону аэропорт Платов стал, пожалуй, самой грандиозной авиастройкой не только в 2017 году, но и за всю новейшую историю России. Это первый с советских времен гражданский аэропорт, возведенный «с нуля». Инвестором строительства и владельцем стал холдинг «Аэропорты Регионов». Воздушная гавань получилась модная, дизайнерская. Терминал проектировал архитектор Алекс Битус из лондонского бюро Twelve Architects & Masterplanners (он известен по проектам Терминала 3 аэропорта Домодедово и башни «Лахта-центра» в Санкт-Петербурге). Недавно стало известно, что Платов вошел в шорт-лист престижной архитектурной премии The British Expertise International Awards 2018 в номинации «Архитектурно-дизайнерский проект». Возьмет ли он приз – узнаем в апреле. Взлетно-посадочная полоса в аэропорту одна, но какая! Ее размеры (3600 х 45 м) позволяют принимать практически любой самолет. Аэровокзал площадью 50 тыс. кв. м способен обслужить до 2000 пассажиров в час, в нем девять телескопических трапов, 33 стойки регистрации, единая досмотровая зона (это когда пассажиры международных и внутренних рейсов проходят контроль безопасности в одном месте). Плюс десятки магазинов, три бизнес-зала (два для внутренних рейсов, один для международных), парковка на 2500 мест.
Название аэропорта выбирали сами жители на специальном сайте. В итоге победил вариант «Платов» – в честь атамана Донского казачьего войска Матвея Платова. Кстати, в «чистой» зоне расположено пять мультимедийных инсталляций, где пассажиры могут познакомиться с историей казачества и даже сами ощутить себя настоящим донским казаком, примерив на себя соответствующий костюм.
Прежний аэропорт находился в черте города, и расширять его не было никакой возможности. Платов же построен в чистом поле, ему есть куда расти. Но его удаленность, а точнее транспортная доступность – главная причина недовольства жителей. Добраться до Платова можно только по трассе М4, которая печально известна своими пробками, особенно зимой. Автобус из центра города доезжает до аэропорта в среднем за полтора часа, такси не всем по карману. Можно ехать и на своей машине, но стоянка перед аэровокзалом платная и неоправданно дорогая для регионального города, пусть и миллионника (500 руб. в сутки на долгосрочном паркинге). Есть проблемы и с навигацией: на дорогах очень не хватает указателей на Платов, особенно для тех, кто едет в аэропорт не из Ростова, а из других городов. Транспортную проблему решил бы «Аэроэкспресс», но железнодорожная ветка к аэропорту пока только в проекте.
Ростовчане надеются, что все проблемы – временные. В любом случае, то, что на юге России появился современный аэропорт – это невероятно круто.

Красноярск

Под самый Новый год, в конце декабря 2017-го в красноярском аэропорту Емельяново открылся новый терминал. В отличие от Перми и Ростова-на-Дону, власти не стали спрашивать мнения горожан относительно названия воздушной гавани, и объявили, что отныне он будет называться, как и город, аэропорт Красноярск. Сибирский город разделен на два лагеря. Одни поддерживают администрацию, другие считают, что нужно оставить прежнее название – Емельяново.
Так или иначе, аэропорт Красноярска стал крупнейшим российским авиаузлом за Уралом: он сможет обслуживать до 5 млн пассажиров в год, а площадь аэровокзала теперь составляет 58 тыс. кв. м. Терминал оборудован шестью телескопическими трапами, что актуально для суровой красноярской зимы. Здесь самые современные системы обеспечения безопасности и автоматические сортировщики багажа – раньше такие были только в столичных аэропортах.
Терминал уже работает, но стройка еще продолжается. К третьему кварталу 2018 года будет оборудован международный пункт пропуска, после чего аэропорт заработает в полую силу. Свою первую проверку на прочность терминал пройдет уже очень скоро — в 2019 году в Красноярске состоится XXIX Всемирная зимняя универсиада.

Что дальше?

2018 год также принесет много всего интересного. Главное, к началу футбольных состязаний должны быть готовы два обновленных терминала.
Первый – в Саранске, где уже в первом квартале 2018 года откроется реконструированный аэропорт со всей необходимой инфраструктурой. Пропускная способность составит 300 пассажиров в час с возможностью увеличения до 600 человек на время ЧМ-2018, аэропорт сможет принимать самолеты типа А320 и Boeing 737, в терминале появятся кафе, вырастет количество стоек регистрации.
Второй – в Волгограде, где к маю должны достроить обновленный терминал B. Его появление позволит получить больше места для пассажиров, расширить зоны обработки багажа. Пропускная способность аэропорта будет доведена до требуемых FIFA 1450 пассажиров в час.
Это лишь часть обновленных аэропортов, которые появятся в стране. В ближайшие три года новыми терминалами обзаведутся Южно-Сахалинск, Симферополь, а в Саратове и вовсе построят новый аэропорт. И это если не брать в расчет грандиозные обновления, которые идут в московском авиаузле — Домодедово и Шереметьево.
ЧМ-2018 длится всего месяц. Футболисты и болельщики приедут и уедут, а инфраструктура останется. Так что летать в России точно станет комфортнее!
Дешевые билеты онлайн
Взрослые
от 12 лет
Дети
2-12 лет
Младенцы
до 2 лет
Премия

журнал для тех, кто много путешествует по работе и не только

На страницах журнала можно найти все, что понадобится деловому человеку и путешественнику в поездке: последние достижения travel-индустрии, сравнительная информация о крупнейших международных авиакомпаниях, аэропортах, отелях, сведения о программах лояльности, страховании в поездках, банковских и бизнес-продуктах и многое другое.
Токио
Путеводитель по Женеве
Интервью с Сергеем Сельяновым
Корпоративные авиабилеты
Гостиничное хозяйство / AZIMUT HOTELS
Гостиничное хозяйство
Интервью с Матильдой Шнуровой
Читайте в августе BUSINESS TRAVELLER №29
  • Тесты: Гостиницы Москвы и Стамбула
  • Стоповер: Предложения для транзитных путешественников
  • Диалоги: Сергей Сельянов – о российском кино
  • Выход в город: Женева | Манама | Токио | Бухара | Самарканд
Оформить подписку