Премия

Классное чтение

Полки книжных магазинов ломятся от книг по бизнесу, но какие из них на самом деле полезны, понять трудно. Станислав Логунов, создатель проекта SILA Project, помогающего читателям сориентироваться в многообразии деловой литературы, объясняет, какие книги действительно помогают зарабатывать и как их нужно читать

Трудности выбора

Каждый год только в США выходит около 11 тысяч наименований новых книг по бизнесу, не считая самиздата. В России – в десять раз меньше, но это всё равно очень много. По данным недавнего опроса ВЦИОМ, в среднем россиянин успевает прочесть за год 26 книг (что мне кажется явным преувеличением). Если допустить, что человек будет читать исключительно деловые книги, то на прочтение только новинок, вышедших за прошлый год, ему потребуется больше 40 лет!
Переизбыток информации – острая проблема. Выбрать из бесконечного количества источников становится всё сложнее. К сожалению, среди десятков тысяч бизнес-книг большая часть годится разве что на макулатуру, и это во многом формирует отношение к деловой литературе в целом.
На мой взгляд, по отношению к бизнес-книгам люди делятся на три типа. Большинство – скептики, которые, не читая, относят всю эту литературу к шарлатанству, а ее авторов считают в лучшем случае компиляторами банальностей и «продавцами воздуха», паразитирующими на наивности читателей.
Ко второй группе относятся те, кто ищет в деловых книгах «волшебные таблетки» на все случаи жизни. В бесплодной надежде на быстрый успех эти люди читают всю бизнес-литературу, что им попадается, но воспринимают только ту, что соответствует их уже сложившимся представлениям об окружающем мире.
И только совсем немногие люди относятся к деловой литературе как к источнику знаний, выбирая и изучая то, что им нужно в конкретный момент. Такие читатели ценят свое время и, вкладывая его в чтение, хотят получать от своих вкладов наибольший доход.
Чем больше скептиков поймет, что «вместе с грязной водой они выплескивают ребенка», и перейдет из первой категории в третью, тем эффективнее станут работать российские предприятия. Конечно, человек может многого добиться своим умом, но, например, без технических знаний компьютер сделать невозможно. Науки стремительно развиваются, и если вы не хотите отстать от жизни навсегда, требуется постоянно учиться, а книги – самый быстрый, простой и дешевый способ дополнительного образования. Управление, организация производства – это ведь тоже науки, их тоже необходимо изучать.

Великолепная пятерка

Нет универсальных рекомендаций по выбору бизнес-книг, всё зависит от ситуации, в которой находится читатель. Но существуют проблемы, касающиеся большинства деловых людей, и вот мой топ-5 книг, которые полезно прочитать каждому.
1. «Тайм-менеджмент для системных администраторов» Томаса Лимончелли. Об оптимальной организации времени задумывается, наверное, каждый. Даже если кажется, что у вас с этим всё в порядке, процесс оптимизации бесконечен. Несмотря на «системных администраторов» в названии, это наиболее умная и практичная книга о тайм-менеджменте из тех, что мне попадались, и она подходит всем, вне зависимости от профессии.

2. «Стратегия голубого океана» В. Чан Кима и Рене Моборн. Книга для тех, кто не хочет толкаться локтями на конкурентных рынках. Она подскажет, как создать новые рынки и установить там собственные правила.

Выбор оружия

Найти хорошую книгу, необходимую вам именно здесь и сейчас, очень непросто. Самое очевидное решение, которым часто пользуюсь я сам, – попросить рекомендацию у эксперта, которому вы доверяете. Не у товарища или коллеги, а именно у эксперта в определенной сфере деятельности. Интернет-портал SILA Project – собрание именно таких рекомендаций, как моих собственных, так и уважаемых мною специалистов, а бизнес-книги структурированы по темам и уровню сложности. Со временем вы сами научитесь определять качество книги, просто взяв ее в руки и пролистав.
В том, что литература по бизнесу приносит реальную пользу, я не раз убеждался не только по рассказам коллег, но и на собственном опыте. Например, прочитав книгу о бережливом производстве, я начал внедрять прочитанное в управляемом тогда мною санкт-петербургском «Центре государственной экспертизы», и за год почти вдвое увеличил его производительность.
При этом даже к хорошей книге нужно подходить с умом. Некоторые идеи могут по тем или иным причинам оказаться неподходящими вашей компании и привести к серьезным убыткам. Надо знать особенности вашего бизнеса, понимать контекст, в котором написана книга. В конце концов, здравый смысл еще никто не отменял.

3. «Дао Toyota» Джеффри Лайкера. Элементы производственной системы Toyota при правильном применении помогут повысить эффективность работы практически любой компании. О них многие слышали, но мало кто их изучил, и совсем мало кто понял. Смело рекомендую всем.
4. «Мотивация в стиле ЭКШН» Клауса Кобьелла. Книга о клиентоориентированности и мотивации персонала, написанная практиком. Я посетил отель Кобьелла «Шиндлерхофф» и могу подтвердить: все написанное в книге – правда.

Разум и чувства

Один из сложных вопросов – как читать бизнес-книги? Чтобы ответить на него, нужно сначала понять, чем деловая литература отличается от художественной. Основная разница в том, что художественное произведение обращено к чувствам и эмоциям, а бизнес-книга – это источник информации, справочник, методические указания. И пользоваться ей надо, как учебником – не боясь загнуть страницу или поставить пометку. Как выглядели книги из личных библиотек мыслителей вплоть до второй половины XX века? Их плотно покрывают ремарки на полях и подчеркивания. Потому эти книги и представляют собой ценность – они хранят ход мысли и автора, и читателя! Если свои мысли не фиксировать, они постепенно будут перекрываться последующими идеями и довольно скоро забудутся. Я, например, всегда читаю бизнес-литературу с маркером в руке, чтобы всегда легко находить моменты, которые показались мне значимыми. А если есть возможность и способность написать после прочтения небольшое эссе, это тоже будет очень полезно – и для запоминания, и для обдумывания прочитанного. И еще один важный момент: почерпнутые из книг методики и инструменты надо сразу же применять на практике.

5. «Ошибки на миллион долларов» Павла Анненкова. Тем, кто только начинает свой бизнес или чувствует, что что-то идет не так, очень пригодится эта книга. Она написана отечественным бизнесменом, хорошо структурирована и основывается на его опыте работы в России, чем выгодно отличается от множества переводных конкурентов.
«А не замахнуться ли мне на бизнес-книгу?» – этим вопросом задаются многие бизнесмены. Собственная книга – это престижно, стильно, запоминается. Станислав Логунов помог нам разобраться, как стать писателем и сколько это стоит

Когда надо писать бизнес-книгу?

Михаил Жванецкий однажды заметил, что «писАть, как и пИсать, надо, когда уже не можешь». Хорошо, если у вас действительно есть чем поделиться с человечеством. Ради того, чтобы украсить полку книгой со своей фамилией на обложке и извести еще немного леса, писать не нужно. Есть множество других способов самоутвердиться, не нанося ущерба природе и собственной репутации.
Если вы считаете, что ваши мысли оригинальны и представляют интерес еще для кого-нибудь, кроме родственников и подчиненных, не забудьте проверить эту гипотезу. Для этого надо как минимум изучить уже имеющуюся литературу по теме, чтобы потом не прослыть плагиатором. А пользу для окружающих от знакомства с историей вашего успеха можно оценить, попробовав (хотя бы в голове) спроецировать ваш опыт на другой бизнес при иных обстоятельствах.

С чего начать?

Не надо пытаться сразу создать большую книгу, начните с малых форм – лонгридов в интернете или статей в СМИ. Если вы выступаете с лекциями, переработайте в статьи ваши конспекты. Постепенно «распишетесь» и по обратной связи поймете, что у вас получается хорошо, а что нуждается в доработке. Так вы начнете создавать себе репутацию пишущего человека и обзаведетесь знакомствами, которые пригодятся на следующих этапах. Я, например, начал с книжных обзоров «для друзей». Они понравились, и скоро мне предложили писать для еженедельной газеты. Так постепенно сформировалась и первая книга.

Идей много, но писать красиво вы не умеете

В этом случае можно найти соавтора или «призрака» (того, кто свяжет ваши мысли в хороший текст). Писатель уровня Гоголя не потребуется, достаточно толкового журналиста. У «призрака» не должно быть яркой индивидуальности, иначе его при необходимости будет трудно заменить. Такие услуги, как и многое другое в книжном деле, оцениваются в авторских листах (это примерно 40 тыс. знаков или 24 страницы текста, набранного шрифтом 12-го размера). Так, на сайте freelance.ru «призраки» просят от 35 до 50 тыс. руб. за один авторский лист в зависимости от сложности проекта, срочности и щедрости заказчика. Экономить не советую: не забывайте, что в контракт с «призраком» входит гарантия сохранения тайны соавторства. Итак, вы нашли соавтора, наговорили ему свои идеи, и теперь он оформляет их в связный текст. Внимательно контролируйте процесс: ведь текст должен соответствовать вашим идеям, а не мнению «призрака», так что заложите время на согласование. Зато вы не будете тратить время на написание «тренировочных» статей, поскольку наймете уже опытного писателя.

Текст готов, что дальше?

Настало время редактуры и корректуры. Если вы будете издавать книгу с помощью издательства, ее, конечно, отредактируют еще раз, но и на этой стадии вам не должно быть стыдно показывать рукопись посторонним. Услуги хорошего корректора (их немного, и все они известны в околоиздательской среде) стоят около 50 руб. за тысячу знаков. С редактором сложнее – прежде чем договариваться, попросите его выполнить тестовое задание страниц на пять. Дело в том, что ваши и его представления о том, как излагать мысли, могут отличаться кардинально. Зато редактор, который разделяет ваше видение книги – настоящее сокровище! Закладывайте в бюджет еще минимум 200 рублей за каждую 1000 знаков. Только не совмещайте корректора и редактора в одном лице – это разные специалисты, которые выполняют разную работу! Когда ваша рукопись будет готова, пора принимать принципиальное решение: где и как выйдет ваш шедевр бизнес-мысли? Здесь есть несколько путей.

Самиздат

Этот вариант подойдет, если в ваших планах напечатать до двухсот экземпляров, одарить ими друзей и коллег, а в дальнейшем использовать книгу в качестве своего рода визитной карточки. Именно так я и поступил, когда понял, что мне хватает материала на книгу: просто обратился в типографию, где напечатали сначала десять экземпляров, потом – пятьдесят, а потом и все двести. В зависимости от тиража, объема книги и сроков цена варьируется, но ориентировочно 100 экземпляров 200-страничной книги в твердом переплете с цветными иллюстрациями обойдутся в 50-60 тыс. руб. Добавьте к этому верстку (в типографии этого не сделают). Услуги верстальщика на том же freelance.ru обойдутся примерно в 20 тыс. руб. за 200-страничную книгу, включая простейший дизайн обложки. Не забудьте о фотографе, на нем нельзя экономить – на обложке должен быть ваш лучший снимок! За фотосессию придется выложить еще 20-25 тыс. руб. Имейте в виду, что получившуюся книгу практически нереально продать. Разве что вы сами станете распространять ее на привокзальных площадях.

Через специальные сервисы

Например, Ridero или SelfPub. На этих сервисах вы самостоятельно можете превратить текстовый файл в книгу с шаблонной версткой и типовой обложкой. Они же и напечатают книгу – например, у Ridero тираж в 500 экземпляров (200 страниц, формат А5, черно-белая печать, мягкий переплет) обойдется в 50 тыс. руб. За дополнительные деньги сервис оказывает услуги по корректуре, созданию дизайнерской обложки, продвижению, созданию буктрейлера и т.д. Все будет сделано быстро, но при этом выглядеть дешево. По желанию автора (и если книга пройдет модерацию), сервис сам разместит ее в книжных интернет-магазинах, а автору пойдет процент с продаж.

В издательстве за свой счет

Это решение вам предложит почти любое издательство, специализирующееся на бизнес-литературе. За ваши деньги оно проведет весь производственный цикл, а потом возьмет книгу на распространение через свою дистрибьюторскую сеть. Цена вопроса – 350 тыс. руб. при тираже 1500 экземпляров (за ту же 200-страничную книгу). Вариант подойдет тем, кто не уверен в себе и готов потратить эти деньги, чтобы получить книжку с логотипом солидного издательства.

В издательстве как обычный писатель

Здесь вам помогут знакомства, которыми вы обзаведетесь в процессе создания вашей книги. Мне точно помогли. Но учтите: вашу рукопись возьмут и прочтут, но издавать, если книга плохая, ее никто не будет. Это бизнес, ничего личного.
Но если в издательстве рукопись понравилась, то на этом ваши затраты почти закончились. «Почти» – потому что вкладываться в раскрутку книги тиражом меньше 10 тыс. издателям не выгодно, а без продвижения вам и тысячу экземпляров не продать. Хотите вы того или нет, заложите в бюджет приличные деньги на продвижение книги.
В этом варианте есть и приятный момент – вы можете рассчитывать на авторское вознаграждение. Его как раз хватит на то, чтобы отпраздновать выход книги в узком кругу. Но поскольку получать гонорар вы будете по мере продажи тиража, сумму на хороший банкет тоже стоит отложить заранее.

Дешевые билеты онлайн
Взрослые
от 12 лет
Дети
2-12 лет
Младенцы
до 2 лет
Премия
В центре внимания / ЧМ-2018
Сити-отель с африканским настроением
Коллекции коктейлей, посвященных российским городам, принимающим у себя игры ЧМ
Перелет из Москвы в Ханой бизнес-классом на «Дримлайнере»
Прогулка по Воронежу
Путеводитель по Эдинбургу
Тест отеля, погружающего в атмосферу XIX века
Курортная карта / Фиджи
Люксовые поезда-отели
Уикенд на севере Франции
Тест «оазиса» среди песков
Эко-курорт на берегу озера Гарда
Тест Boeing 737-800NG (Next Generation) и Boeing 737 8 MAX
показать еще
Вопрос
Старший вице-президент по бренд-коммуникациям и коммерческому развитию компании Hyatt International в странах Европы, Африки, Ближнем Востоке и Юго-Западной Азии
Читайте в апреле BUSINESS TRAVELLER №27
  • Тесты: Waldorf Astoria Ras al Khaimah | перелет flydubai
  • Бизнес: Обзор салонов бизнес-класса на дальних рейсах
  • Диалоги: Алексей Ситников о президентских выборах
  • Выход в город: Эдинбург | Довиль | Воронеж | Фиджи
Оформить подписку