Премия

Брак по расчету

Дженни Саутен рассказывает, зачем авиакомпании объединяются с конкурентами и в чем плюс таких союзов для путешественников

Обмен клятвами у алтаря с соперником – не самый распространенный сценарий у людей, а вот авиакомпании-конкуренты связывают себя стратегическими «узами брака» постоянно. Речь идет не только об объединении в различные альянсы или код-шеринге (соглашении о совместной эксплуатации рейсов), но и о совместных предприятиях (СП), которые создают перевозчики. Первое такое СП было создано между Northwest Airlines и KLM в 1997 году. С тех пор свадебные колокола в мире авиаперевозок не перестают звонить, несмотря на частый адюльтер.

Just business

Согласно исследованию консалтинговой компании LEK, еще десять лет назад совместные предприятия составляли лишь 5% мирового трафика на длительных рейсах. В прошлом году их доля составила уже 25%. К 2021-му эта цифра вырастет до 35%, а некоторые эксперты прогнозируют 50%.
Каковы преимущества СП для авиакомпаний? Их много. Марсель Фукс, вице-президент по продажам в атлантическом и тихоокеанском направлениях авиакомпании United, образовавшей СП с ANA, Air New Zealand и Lufthansa отмечает: «Мы совместно координируем расписания рейсов, продажи, маркетинг и всю систему клиентского сервиса. В составе СП мы предлагаем больше вариантов путешествий, чем могли бы осуществить в одиночку. Тесно взаимодействуя и разделяя экономические выгоды, мы предоставляем клиентам более широкие возможности».
Совместные предприятия позволяют запускать новые маршруты, которые не могли бы состояться, если бы управлялись одним перевозчиком Например, British Airways недавно запустила полеты в США (Сан-Хосе, Новый Орлеан и Остин) – это результат совместного бизнеса с American Airlines.
Другой пример: в этом году Lufthansa запустит рейсы из Франкфурта в Сан-Диего и Сан-Хосе. Это стало возможным благодаря СП с американской United. «Новые маршруты, скоординированные расписания рейсов, более широкий выбор и разнообразие тарифов – вот ключевые преимущества СП для путешественников, – считает Игнацио Страно, вице-президент Lufthansa Group и глава Star Alliance. – Мы предлагаем клиентам весь спектр тарифов, независимо от того, летают они с United или с Lufthansa».
Страно рассказал, в чем главное преимущество СП перед код-шеринговым соглашением: «В ситуации код-шеринга, если мы используем код Lufthansa на рейсе, например, Thai Airways, мы можем продать лишь то, что предлагает тайская сторона. А в случае СП все участники на равных обсуждают цены и заключают контракты. Это расширяет возможности недорогих путешествий для клиентов на рейсах обеих авиакомпаний».

Словарь


АЛЬЯНС – объединение авиакомпаний в партнерский конгломерат с целью достичь высокого уровня коммерческих перевозок и охватить большую территорию. Три крупнейших альянса – Oneworld, Star Alliance и Skyteam. В отличие от СП, у альянсов нет единого контролирующего органа, поэтому их отношения менее тесные.
АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ ИММУНИТЕТ – статус, предоставляемый Федеральным авиационным управлением США, который гарантирует, что СП не создают монополий и работают в интересах клиента.
КОД-ШЕРИНГ – соглашение, согласно которому две или более авиакомпании продают билеты на один и тот же рейс. Например, вы можете лететь самолетом BA, забронировав билет на aa.com. При этом вы оплатите и заработаете столько же миль, сколько и на ba.com. Код для этого рейса отображается как BA6138, так и AA6138.
СОГЛАШЕНИЯ О СОВМЕСТНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ позволяют пассажирам покупать стыковочные рейсы с авиакомпаниями-партнерами в одном бронировании. При этом все авиаперевозчики несут обязательства перед клиентом. Пример: вы летите из Франкфурта в Детройт с пересадкой в Чикаго. Если ваш первый рейс с Lufthansa сильно задерживается, то United гарантирует, что в Чикаго бесплатно пересадит вас на рейс до Детройта взамен пропущенного. Авиакомпании называют это «бесшовной связью».
НЕЙТРАЛИТЕТ ЖЕЛЕЗА – в рамках СП клиента не интересует, самолетом (на сленге «железом») какой авиакомпании он летит. Цена, расписание, мили, маршруты и стыковки совпадают, и авиакомпании разделяют доход.
ОТКРЫТОЕ НЕБО – правительственное соглашение между США, ЕС и другими государствами (в том числе Россией), позволяющее авиакомпаниям летать без ограничений над территориями этих стран.
WING-TO-WING – одновременные рейсы двух авиакомпаний. В рамках код-шеринга авиакомпании не могут избежать этого, а в рамках СП – могут. Перевозчики оптимизируют свое расписание, поэтому вылеты производятся в разное время в течение дня, чтобы предоставить пассажирам более широкий выбор.


Больше гибкости

Как и браки, не все СП одинаковы. Не всегда речь идет о союзе равных партнеров. Некоторые связи – громкие и знаковые: например, между авиакомпаниями Qantas и Emirates, которые владеют самым крупным в мире флотом гигантов A380 и объединенной сетью из 2000 маршрутов. Могут быть и менее масштабные, но крайне выгодные в стратегическом плане партнерские отношения, как у Delta и Korean Air. Они обещают своим клиентам билеты на рейсы «откуда угодно и куда угодно», причем пересадки доступны на нескольких авиалиниях через один канал бронирования. Часто летающим пассажирам компании предоставляют также взаимные льготы – доступ в бизнес-зал, накопление миль и возможность возврата билетов.
По словам представителей British Airways (BA), совместные предприятия позволяют клиентам подбирать авиабилеты в более широкой сети бронирования. Например, вы ищете рейс из Лондона в Нью-Йорк на сайте ba.com. Вам предоставят до 16-ти вариантов рейсов компаний BA и American Airlines, чтобы вы могли подобрать оптимальное сочетание аэропорта, времени вылета и стоимости. После покупки можно использовать веб-сайт любой из этих авиакомпаний для онлайн-регистрации. Если пассажир делает пересадку в одном из крупных хабов, скажем, в лондонском Хитроу или нью-йоркском аэропорту имени Джона Кеннеди, то его ждут специализированные зоны и международные команды поддержки.
Любопытно, что авиакомпании тратят огромные средства на разработку собственного фирменного бренда, а в случае совместного предприятия вы часто не знаете, на чьем самолете летите! Для этой особенности есть даже специальный термин «нейтралитет железа» («железом» называют самолеты). Авиакомпании-участники СП делят доходы и расходы на определенном маршруте независимо от того, какая из сторон совершает фактический полет.
Владелец Virgin Group сэр Ричард Брэнсон говорит о значении СП для путешественников: «Одно из лучших решений мы приняли почти пять лет назад, когда создали СП с Delta Air Lines для полетов через Атлантику. Мы планировали предоставить конкурентоспособную альтернативу союзу BA и American Airlines и подготовили прочную платформу для продвижения и поддержки своего бренда на конкурентном рынке. Рад отметить, что теперь мы договорились с Air France-KLM и Delta о коллективном намерении создать расширенное СП, включающее Alitalia, которое станет чрезвычайно полезным для нашей авиакомпании и бренда, а также для клиентов».
Ранее Virgin Atlantic был обычным, точечным перевозчиком между Великобританией и Северной Америкой. После заключения контракта с Delta в расписании появилось свыше двухсот пунктов назначения в США – из ключевых хабов в Нью-Йорке, Атланте, Нью-Портленде, Сиэтле, Сан-Франциско и Лос-Анджелесе.


ТОП-10 совместных авиапредприятий мира


VIRGIN ATLANTIC + DELTA + AIR FRANCE-KLM + ALITALIA
Этот пятисторонний «любовный роман» охватывает более двухсот направлений в Северной Америке, шесть – в Великобритании и сто – в Европе. Его участники выполняют девять ежедневных рейсов между Лондоном и Нью-Йорком, всего между Великобританией и Северной Америкой – 39 рейсов в день, а между всей Европой и США более 300 рейсов в день. Air France-KLM, Delta и Alitalia – члены Skyteam. Virgin Atlantic предпочитает сохранять независимость и не входит в альянсы.

AIR FRANCE-KLM + DELTA + ALITALIA
Это партнерство выполняет много трансатлантических рейсов: 300 пунктов назначения в Северной Америке и 250 – в Европе, Азии и Латинской Америке. СП летает из семи ключевых хабов: Амстердама, Атланты, Детройта, Миннеаполиса, Нью-Йорка, Парижа и Рима.

BRITISH AIRWAYS + IBERIA + AMERICAN AIRLINES + FINNAIR
Этот квартет, входящий также в альянс Oneworld, охватывает более 160 городов в Европе и 240 – в США. Он предлагает свыше 120 трансатлантических рейсов в день, в том числе 17 – между Лондоном и Нью-Йорком. BA, Iberia и AA связались «узами брака» в 2010 году. Finnair пригласили в 2013-м. Вместе они располагают хабами в Чикаго, Далласе, Хельсинки, Лондоне (Хитроу), Мадриде и Нью-Йорке.

BRITISH AIRWAYS + JAPAN AIRLINES + FINNAIR + IBERIA
В 2012 году BA вступила в партнерство с авиакомпанией Japan Airlines, также входящей в альянс Oneworld. Спустя два года они заключили в теплые объятия Finnair, а в 2016-мк ним присоединилась Iberia. Четыре авиакомпании теперь имеют единые цены и расписания рейсов между Европой и Японией.

BRITISH AIRWAYS + QATAR AIRWAYS
В прошлом году британцы протянули руку партнеру по Oneworld – авиакомпании Qatar Airways, чтобы создать объединенную сеть из 70 пунктов назначения. Подобно тому, как люди удваивают свои фамилии, две авиакомпании теперь используют код (BA/QR) на рейсах между Лондоном и Дохой, а также на стыковочных рейсах по всему миру.

LUFTHANSA + AUSTRIAN + SWISS + ANA
Отношения между немецким, японским, швейцарским и австрийским перевозчиками сложились в 2013 году. Все они входят в Star Alliance. Сегодня СП охватывает 196 еженедельных рейсов на 11 маршрутах между Японией и Европой.

LUFTHANSA + AUSTRIAN AIRLINES + SWISS + BRUSSELS AIRLINES + UNITED + AIR CANADA
Это СП – настоящий «гарем», в котором Lufthansa Group объединилась с североамериканскими авиакомпаниями United и Air Canada. Все началось с отношений между Air Canada, Lufthansa и United в 2009 году (австрийцы, бельгийцы и швейцарцы подтянулись позже). Сегодня СП включает 10 тысяч ежедневных рейсов в 570 пунктов назначения.

LUFTHANSA + SWISS + AUSTRIAN + AIR CHINA
Четыре авиакомпании два года вели переговоры и, наконец, в 2016 году связали себя узами с помощью открытого соглашения о маршрутах и разделении прибыли между Европой и Китаем.

LUFTHANSA + SWISS + SINGAPORE AIRLINES
На бумаге этот союз оформили еще в 2015 году. Сегодня СП предоставляет пассажирам 20 код-шеринговых маршрутов из Цюриха и Мюнхена в Юго-Восточную Азию и на юго-запад Тихоокеанского региона.

QANTAS + EMIRATES
Взаимовыгодное партнерство этих авиакомпаний началось в 2013 году. Теперь у них объединенная сеть из 2000 маршрутов через три хаба – Перт, Сингапур и Дубай. Авиакомпании намерены продлить свое СП еще на пять лет. В планах на этот год – соединить Лондон с Австралией через Сингапур, а также запустить самый длинный безостановочный рейс на Boeing Dreamliner B787-9 из Лондона в Перт.

Разные соперники

Несколько лет назад одной из причин создания СП была конкуренция с богатейшими авиакомпаниями Персидского залива. Это противостояние никуда не делось, но сегодня соперниками стали еще и лоукостеры, которые с каждым годом откусывают все более заметные куски от общего пирога. Еще одна встряска – появление бюджетных дальнемагистральных перевозчиков через Атлантику: Norwegian, Westjet и исландский Wow Air. Они отвоевывают клиентов, которые могли бы летать, например, в США с BA или Virgin Atlantic. Соперничество будет только расти, поскольку лоукостеры активно ищут собственных партнеров.
Так, в прошлом году Ryanair объявила о соглашении с Air Europa, что позволит ее пассажирам подключиться к 20 пунктам назначения из дальних маршрутов испанской авиакомпании (включая Бостон, Майами и Нью-Йорк) через Мадрид, а также бронировать рейсы Air Europa на ryanair.com. Исполнительный директор Ryanair Майкл О'Лири не скрывает: «Мы обсуждаем потенциальное партнерство с несколькими другими авиакомпаниями, осуществляющими дальние перелеты, обсуждаем пересадочные рейсы и с нетерпением ждем возможности предложить нашим клиентам (которых уже 130 миллионов) еще больший выбор и спектр услуг в 2018 году».
Авиакомпания Norwegian объявила о новых отношениях с Easyjet с расчетом на рейсы местных авиалиний со всей Европы, чтобы перевозить еще больше пассажиров по своим низким тарифам в такие города США, как Лас-Вегас, Лос-Анджелес и Сан-Франциско. Лоукостер Air Asia планирует вместе с Air China запустить новый бюджетный перевозчик под названием Air Asia China. Как утверждает исполнительный директор авиакомпании Тони Фернандес, «это китайское предприятие представляет собой финальную часть головоломки Air Asia, замыкающую круг в регионе».
В общем, сколько авиабраков по расчету нам еще предстоит увидеть – неизвестно. Очевидно одно: хотя авиалинии и говорят о любви, поставить «штамп в паспорт» для них – чистый бизнес.
Дешевые билеты онлайн
Взрослые
от 12 лет
Дети
2-12 лет
Младенцы
до 2 лет
Премия
Краткий путеводитель по грузинскому вину
Гостиничное хозяйство
Тест отеля с головокружительными видами
Перелет по маршруту Москва (VKO) – Стамбул – Маэ (Сейшелы)
Направление MICE / Грузия
Первый настоящий отель Лиона
Отель с иголочки с безупречным сервисом
Нешаблонный all inclusive в хорошо знакомой Турции
История в современных интерьерах
Тест одного из лучших спа-центров в Грузии
Перелет по маршруту Женева – Москва
Театральные фестивали
Интервью с музыкантами группы Mgzavrebi
В центре внимания / ЧМ-2018
Сити-отель с африканским настроением
Коллекции коктейлей, посвященных российским городам, принимающим у себя игры ЧМ
Перелет из Москвы в Ханой бизнес-классом на «Дримлайнере»
показать еще
Вопрос
Старший вице-президент по бренд-коммуникациям и коммерческому развитию компании Hyatt International в странах Европы, Африки, Ближнем Востоке и Юго-Западной Азии
Читайте в июне BUSINESS TRAVELLER №28
  • Тесты: Гостиницы Тбилиси и Боржоми
  • Бизнес в Грузии: Произойдет ли в стране экономическое чудо?
  • Диалоги: Mgzavrebi – о музыке, жизни и путешествиях
  • Выход в город: Тбилиси | Батуми | Венеция
Оформить подписку