Премия

Багаж дошел до ручки

1 октября вступили в силу резонансные поправки в Воздушный кодекс России. Больше всего дискуссий вызвало то, что теперь авиаперевозчики могут не включать в билеты бесплатный провоз багажа, пассажиров волнует также судьба ручной клади. Во всех этих нововведениях разбиралась Мария Калякина

Что за поправки?

Новый закон отменяет существовавшее ранее обязательство о том, что пассажиры с невозвратными билетами могут бесплатно провозить до 10 кг багажа. Кроме того, Минтранс предложил ограничить минимальный вес ручной клади таких пассажиров до 5 кг. Причем в эти 5 кг авиакомпания вправе включить то, что раньше можно было взять с собой дополнительно и бесплатно (например, ноутбук или зонтик).

Кому выгодна отмена бесплатного багажа?

В первую очередь, авиакомпаниям. За эти поправки они выступают уже давно. Особенно остро вопрос встал с появлением лоукостера «Победа», что заставило крупнейших игроков в борьбе за долю рынка ввести условно безбагажные тарифы.
Провоз багажа – не бесплатная опция для пассажира, а включенная в тариф услуга. Ранее закон обязывал авиакомпании перевозить багаж в пределах норм, установленных ими самими, но не менее 10 кг на одного пассажира. Перевозчики сетовали, что это связывает им руки в формировании гибких тарифов и не позволяет конкурировать с зарубежными компаниями, особенно с лоукостерами.

Бесплатного багажа больше вообще не будет?

Будет, но его станет ощутимо меньше. Напомним, что нововведения касаются только невозвратных тарифов, а их доля сейчас составляет не менее 50% от всех продаваемых билетов. Обычные, возвратные, билеты по-прежнему дают право на провоз как минимум 10 кг багажа. К тому же, крупные российские авиакомпании («Аэрофлот», S7) уже заявили, что не воспользуются правом отмены багажа и будут придерживаться своих стандартов, а также принятых в тех альянсах, в которых они состоят.
По мнению сторонников закона, включенный багаж – это навязанная услуга для тех пассажиров, которые путешествуют налегке, но вынуждены оплачивать несуществующие чемоданы. В «Победе» утверждают, что почти 40% их пассажиров летают без багажа, а в целом по России таких пассажиров почти четверть.

А как у них?

На Западе авиакомпании устанавливают нормы багажа самостоятельно, и безбагажные тарифы там действуют уже давно. При этом возможность путешествовать налегке предлагают не только популярные лоукостеры (Ryanair, EasyJet, Vueling), но и почти все традиционные перевозчики, включая Lufthansa, British Airways, Air France, KLM. Объем пассажирских авиаперевозок на Западе в десять раз больше, чем в России: по мнению экспертов, это связано именно с наличием дешевых безбагажных билетов.

Как узнать, включен ли багаж в стоимость билета?

При покупке билета онлайн подробная информация о багаже (вес, количество мест, ручная кладь) указана в описании тарифа вместе с другими условиями. Кроме того, она несколько раз дублируется на разных этапах бронирования и приходит в письме-подтверждении о брони. Не заметить эту информацию сложно. Тем не менее, по данным поисковика Aviasales, почти половина пассажиров не знает, что включено в купленный ими билет, а около 30% узнают о необходимости доплатить за чемоданы только в аэропорту. Аэрофлот: «Мы не планируем вводить безбагажные тарифы. В связи с принятием нового закона цены на авиабилеты в эконом-классе не изменятся» В электронных билетах данные о багаже обычно скрыты под аббревиатурой PC с цифрой, обозначающей количество бесплатных мест: 1PC, 2PC или 3PC. Иногда в билете указан только максимальный лимит веса.
Совет тут только один: внимательно изучайте условия выбранных тарифов или настраивайте фильтры соответствующим образом: например, Aviasales уже добавил функцию поиска билетов с багажом. Имейте в виду, что поисковики по умолчанию выдают самые дешевые (невозвратные) билеты первыми в списке.

Личный опыт

Янис Дзенис, PR-директор Aviasales

dzenis.jpg

• Выбираем легкий чемодан. У меня, например, Rimowa Salsa Air, который проходит в досмотровые рамки самых безжалостных лоукостеров. Весит он всего 1,9 кг, но при разумном планировании внутреннего объема хватит на недельный запас необходимых вещей.
• Покупаем поясную сумку. Такие сумки почему-то обычно ругают, хотя их выпускают и великие бренды, например Prada. В нее помещается примерно половина содержимого рюкзака, при этом под длинной майкой ее практически не видно. С такой сумкой удобно гулять по городу.
• Ищем тайный рюкзак. Комплект экономного путешественника всё больше напоминает арсенал спецагента, но что поделать… Российский бренд Zavtra придумал плоский и практически незаметный рюкзак, куда легко помещается компьютер, пара книг, провода и мелочь из дьюти-фри. Главное, надеть этот рюкзак ПОД рубашку, там его никто не разглядит.
• Немного актерства. Это бронебойный способ пронести что-нибудь на борт бесплатно. Как-то я купил на рынке в итальянской Лигурии дивной красоты тарелку, но ее размер и вес были совершенно несовместимы со стандартами Ryanair. Положив ее в сумку, я изображал чрезвычайную легкость и только в самолете обнаружил, что ручки врезались в ладонь, оставив кровавые следы.

Сколько придется доплачивать за чемодан по безбагажному тарифу?

Стоимость определяют сами авиакомпании. В среднем по рынку при оплате билета заранее пассажир отдаст 1,5-2 тыс. руб. за чемодан. Платить за багаж непосредственно в аэропорту при регистрации выйдет ощутимо дороже – как правило, на 50%. Если же чемодан превышает норму по весу, придется доплатить за перевес (от 2,5 до 7,5 тыс. руб. в российских аэропортах или $50-200 в зарубежных).

Так что же с ручной кладью?

Осенью Минтранс должен окончательно определиться с поправками относительно ручной клади. Пока ведомство предложило закрепить в законе ее минимальный вес в 5 кг. Это то, что авиакомпания обязана перевезти бесплатно, но окончательный вес перевозчик устанавливает самостоятельно. В «Победе» уже сообщили, что не будут ограничивать вес ручной клади для владельцев безбагажных билетов, установив лишь ее размер и габариты. И даже разрешат бесплатный провоз рюкзаков, из-за которых раньше возникало много споров, в том числе судебных. Utair: «У нас есть тариф «Лайт», по которому пассажир может провезти в салоне 10 кг. Хотя мы и изучаем потенциал снижения стоимости этого тарифа, полностью отменять бесплатную норму провоза багажа не планируем» Всплеск недоумения и негодования вызвало другое предложение Минтранса: сократить перечень вещей, которые можно проносить на борт дополнительно. В этот список входят телефоны, фотоаппараты, видеокамеры, ноутбуки, книги, зонты, трости, букеты цветов, папки для бумаг. Теперь авиакомпании вправе засчитывать эти вещи в вес ручной клади. Оставить в дополнительном бесплатном перечне предлагают лишь дамскую сумку или портфель, костюм в портпледе, детскую люльку, костыли и складную кресло-коляску. Есть мнение, что к ручной клади надо приплюсовать и покупки из Duty free. Тем более, что прецедент есть: «Победа» берет за пакеты из магазинов беспошлинной торговли сбор в 2 тыс. руб. Впрочем, пока эти предложения не одобрены, Минтранс обещает, что проект будет «доработан с учетом предложений экспертов и общественности».

Личный опыт

Марина Наумова, PR-менеджер издательства

marina.jpg

• По нехитрым подсчетам, летая только с «ручкой», я экономлю минимум пару часов чистого времени. Не нужно подходить за два часа на стойку регистрации, я спокойно чекинюсь онлайн и прибываю в аэропорт за 40 минут до рейса. Прилетев, я не жду 20-30 минут, пока багаж выгрузят на ленту.
• Берите с собой универсальные вещи. В любом гардеробе найдется то, что можно надеть и на прогулку по городу, и в ресторан, и на деловую встречу.
• Только одна пара обу­ви! Я беру комфортную обувь, которая подходит и под платье, и под джинсы. Если путешествие длинное, без дополнительной пары вряд ли удастся обойтись, но в поездке на несколько дней хватит и одной.
• Одевайтесь слоями. Это помогает не мерзнуть и не изнывать от жары – достаточно что-то надеть или снять.
• Сворачивайте одежду в рулоны. Так в чемодан поместится больше вещей.

Станут ли в итоге дешевле билеты?

Министерство транспорта уверяет, что станут. Сегодня в России спрос на невозвратные билеты ежегодно увеличивается вдвое, в разы обгоняя общий рост рынка. По словам представителей Минтранса, новый закон создает предпосылки к «появлению низкобюджетных перевозчиков и дешевых билетов». По прогнозам, билеты подешевеют на 10-20%. В подтверждение этого «Победа» уже пообещала снижение минимальных тарифов на перелет и провоз багажа.
«Победа»: «Мы готовы снизить базовые тарифы в случае отмены обязательства всех авиакомпаний включать в любые тарифы, в том числе невозвратные, провоз багажа. Снижение тарифов может достигать 20%» Цены снизят за счет сокращения расходов на обслуживание багажа: его регистрацию, обработку, загрузку и выгрузку. Меньше чемоданов – меньше затрат на персонал. Пассажиры с ручной кладью обычно шустрее навьюченных туристов – вот вам экономия времени на посадку и высадку. В свою очередь это уменьшает расходы на дорогостоящее обслуживание самолета в порту, так называемый непроизводительный простой. А вот сэкономить на авиатопливе за счет «безбагажников» не получится. По словам экспертов, расход горючего если и сократится, то на доли процентов.

Что входит сегодня в безбагажный тариф?

Авиакомпания

Сколько можно взять с собой на борт

S7

10 кг

Utair

10 кг

«Победа»

10 кг

Уральские авиалинии

10 кг

Air Baltic

8 кг + 1 личная вещь

Ryanair

10 кг + 1 личная вещь

Lufthansa

8 кг

*рассматривались самые дешевые тарифы в линейке эконом

Дешевые билеты онлайн
Взрослые
от 12 лет
Дети
2-12 лет
Младенцы
до 2 лет
Премия
Новосибирск – Дубай и обратно
Лайфхакер: экономим на авиабилетах
Невозвратные билеты
Гостиничное хозяйство
Опыт / Путь Святого Иакова
Роскошные виллы на дубайском курорте
Как заботиться о здоровье в командировке
От автоматов-помощников до дополненной виртуальной реальности
Дизайнерский бутик-отель в престижном районе Стамбула
Современный отель с превосходным уровнем сервиса
Ланч с главным редактором
По местам «Игры престолов»
Города для стартапов
Тест отеля для деловых путешественников
показать еще
Вопрос
Старший вице-президент по бренд-коммуникациям и коммерческому развитию компании Hyatt International в странах Европы, Африки, Ближнем Востоке и Юго-Западной Азии
Читайте в декабре BUSINESS TRAVELLER №25
  • Тесты: Moss, Москва | Rixos Premium Dubai | S7 Airlines
  • Бизнес: Станет ли Париж деловой столицей Европы?
  • Диалоги: Ирина Хакамада о жизни, бизнесе и политике
  • Выход в город: Брюссель | Таллин | Осло | Москва
Оформить подписку