Премия

Астана возможностей

Казахстан и Россия – общая граница, сходный менталитет, единая история и русский язык, финансовые возможности и высокие амбиции. Все это – прочный фундамент для развития российского бизнеса в молодой казахской столице, считает экономический обозреватель Business Traveller Марина Скляренко

В июле Казахстан торжественно отметил День столицы. За два последних десятилетия бывший Акмолинск из небольшого провинциального городка превратился в мегаполис и деловой центр страны. Идея строительства новой столицы принадлежит президенту Нурсултану Назарбаеву: в 1990-х в Алматы уже ощущалась нехватка земель для расширения города, развитие инфраструктуры ограничивал предгорный рельеф местности, вызывали опасение сейсмическая опасность и ухудшающаяся экологическая ситуация. Генплан Астаны разработал известный японский архитектор Кисе Курокава, среди привлеченных мировых звезд архитектуры – британец Норман Фостер и итальянец Манфреди Николетто. Столица строится по особому евразийскому стилю, в котором сочетаются традиции Запада и Востока. Как и в России, бурный рост экономики Казахстана происходит благодаря обширным запасам нефти, газа, цветных металлов. Но сейчас власти стремятся диверсифицировать экономику (и это еще одна общая черта наших стран), все большее внимание уделяется высокотехнологичным и наукоемким отраслям, развитию агропромышленного комплекса, туризма, малому и среднему бизнесу.

Деньги к деньгам

В 2016 году объем инвестиций в Астане составил 780 млрд тенге ($2,4 млрд), а суммарно с 1997 года в основной капитал города было вложено свыше 7,4 трлн тенге ($23 млрд). Сейчас доля столицы в экономике Казахстана превышает 10%. Во многом этот успех достигнут благодаря режиму свободной экономической зоны «Астана – новый город», а также специальным механизмам поддержки инвесторов. Россия – партнер номер один для Казахстана как в политике, так и в экономике, подчеркивает Нурсултан Назарбаев. Сегодня бизнес в стране ведут более 7 тысяч российских предприятий, в основном – в перерабатывающих отраслях. Это «Банк ВТБ» и «Внешэкономбанк», «ВымпелКом», «Интер РАО ЕЭС», «Русал», «Росатом», «Мечел», «Северсталь», «КамАЗ», «АвтоВАЗ», а также лидеры нефтегазового сектора: «Лукойл», «Газпром» и «Роснефть». Однако не только гиганты, но и компании среднего и малого бизнеса находят здесь свое место и долю рынка.

Все флаги в гости

Астана часто становится площадкой для крупных политических и бизнес-событий. В июне 2017 года здесь состоялся очередной саммит Шанхайской организации сотрудничества (объединяет Россию, Китай, Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Узбекистан, Индию и Пакистан, Иран и Монголия – государства-наблюдатели). С июня по сентябрь в Казахстане проходит международная специализированная выставка «ЭКСПО-2017» – «Энергия будущего». Специально для нее на окраине столицы был построен огромный комплекс общей площадью 174 га. 35 выставочных павильонов гигантским кольцом окружают сферу «Нур Алем» («Сияющий мир»). Это самое большое сферическое здание в мире: его диаметр – 80 м, высота – 100 м. По предварительным официальным данным, строительство комплекса обошлось в $1,23 млрд, а по оценкам критиков проекта объем госрасходов достиг $3 млрд. Среди граждан не утихают споры, много это или мало. Но были в истории выставки траты и серьезнее: на шанхайскую «ЭКСПО-2010» Китай потратил не менее $42 млрд. Свои павильоны на выставке разместили сто государств, и Астана на целых три месяца стала центром международной деловой активности. Цена единого билета с возможностью посещения любых экспозиций стоит около 1200 рублей. За первый месяц работы «ЭКСПО-2017» число посетителей превысило 920 тысяч человек – это неплохой показатель, ведь за все три месяца работы здесь, по осторожным прогнозам, ожидают около 2 млн туристов. Вложения Казахстана окупятся, пусть и не сразу, считают эксперты: ведь выставка пройдет, а инфраструктура останется. По разным версиям, павильоны могут предоставить государственному университету, отвести под технопарк с научно-исследовательскими площадками или разместить здесь финансовый и деловой центр.

Стройка века

Масштабы строительства в Астане поражают и жителей, и тем более иностранцев – вернувшись через год, уже знакомый район можно просто не узнать. Башенные краны – привычная часть городского ландшафта. Строительный рынок оценивается как перспективный для бизнеса, при этом внешний вид объектов поражает разнообразием форм. Среди коммерческой недвижимости выделяется, например, комплекс «Москва», принадлежащий Елене Батуриной. Здесь расположены бизнес-центр класса А (арендаторы – международные и казахстанские нефтегазовые компании), конференц-центр, торговый и ресторанный комплексы. В пару ему отстроен и бизнес-центр «Санкт-Петербург». Среди других престижных офисных комплексов – бизнес-центры Astana Tower, SAAD, «Водно-зеленый бульвар». Расценки на аренду в казахстанской столице установились на уровне от 5 тыс. тенге ($15,3) за квадратный метр офисной и от 10 тыс. тенге ($30.6) – торговой недвижимости. Довольно дешево, особенно если учитывать стоимость жилья в престижных районах: 1 млн тенге ($3000) за квадратный метр.

Город-хаб

Когда-то по территории страны проходил Великий Шелковый путь, связывавший Восточную Азию со Средиземноморьем, – один из самых знаменитых торговых путей в истории человечества. Сегодня стратегическое расположение девятой по площади страны мира, граничащей с Россией и Китаем, также позволяет развивать логистический сектор. На время проведения «ЭКСПО-2017» Казахстан вместо традиционных двусторонних авиадоговоров ввел в Астане режим «открытого неба»: 21 авиакомпания сейчас осуществляет рейсы по 28 международным направлениям. Основной объем перелетов приходится на российские направления. Перевозки обеспечивают российские «Аэрофлот», «Победа», S7, «РусЛайн» и казахские Air Astana и SCAT. Уровень сервиса на авиарынке Казахстана очень высок. Так, национальный перевозчик Air Astana этим летом на Парижском авиашоу в Ле Бурже уже в шестой раз был удостоен авиационного «Оскара» – четыре звезды Skytrax в номинации «Лучшая авиакомпания Центральной Азии и Индии». На протяжении 15 лет работы компания ежегодно наращивает присутствие на мировом рынке. Россия занимает второе место по объему перевозок у Air Astana (после самого Казахстана). Самолеты с национальным золотым орнаментом на синем хвосте летают в шесть российских городов: в Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Омск, Новосибирск и Казань. В ближайших планах – Сочи и Самара.
Air Astana на 51% принадлежит правительству Казахстана через АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», остальные 49% акций – у британской компании BAE Systems PLC. Сейчас авиаперевозчик готовится к IPO: по планам, размещение состоится в III квартале 2018 года. Сегодня именно Air Astana обеспечивает одни из самых удобных и выгодных по соотношению цена/качество транзитных перелетов из России в страны Юго-Восточной и Южной Азии. В 2016 году на транзитный трафик пришлось всего 9% всего пассажиропотока авиакомпании (310 тыс. человек). Это довольно мало: у «Аэрофлота», например, доля транзитных пассажиров превышает 40%, а у перевозчиков Ближнего Востока эта цифра доходит до 90%. Однако Air Astana делает ставку именно на транзит: в течение следующего десятилетия общее число пассажиров должно достичь 9 млн человек, среди которых 3-4 млн будут транзитными пассажирами. На открытие новых азиатских направлений влияет спрос со стороны россиян: популярностью пользуются прямые перелеты из Астаны в Дели, из Алматы в Куала-Лумпур. В топ-10 среди всех транзитных направлений Air Astana входит рейс «Бангкок – Санкт-Петербург». Еще один приятный бонус, влияющий на рост транзитного трафика, – собственная программа StopOver Holidays – популярная практика для азиатских перевозчиков, когда пассажиры, вынужденные пережидать долгие стыковки, могут получить номер в качественной гостинице, заплатив всего $1. «Мы любим называть себя авиакомпанией с полным спектром услуг, но являющейся почти лоукостером, – говорит генеральный директор Air Astana Питер Фостер. – В силу расположения и масштабов территорий Казахстана и России, большинство наших перелетов считаются длительными: в Москву, например, отсюда лететь больше трех часов. Но если на 100% перенимать политику лоукостеров, продукт станет непривлекательным. При этом мелкая экономия, например, на кейтеринге, существенного сокращения расходов в целом по компании не принесет». У Air Astana действительно один из лучших сервисов на борту – к его качеству здесь относятся с поистине британской щепетильностью, особенно в расчете на клиентов бизнес-класса. Недаром авиакомпания уже в пятый раз получает приз Skytrax в номинации «Лучшее бортовое обслуживание в Центральной Азии и Индии». Все дальние рейсы казахский перевозчик выполняет через Алматы и Астану. Однако в ближайшие годы доля транзитных перелетов через столицу существенно вырастет, чему будет способствовать новый терминал в столичном аэропорту, построенный к открытию «ЭКСПО-2017». Терминал площадью 47 тыс. кв. м способен принимать 5 млн человек в год, а вместе со старым – до 9 млн пассажиров ежегодно. Впрочем, «старым» аэропорт назвать можно с очень большой натяжкой: основное здание построено в начале 2000-х годов. Бизнес- и vip-зоны нового терминала располагаются на трех этажах и включают залы отдыха, рабочие пространства с переговорными комнатами, фуршетную зону. Air Astana скоро откроет здесь собственный бизнес-лаунж. Несмотря на то, что страна стремится европеизироваться (население скоро перейдет с кириллицы на латинский алфавит, решение об этом уже принято на законодательном уровне), воздушные ворота в июне этого года получили новое, сложное для иностранцев название – «Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев». Национальный стиль ведения бизнеса зачастую требует специальных «подстроек», отмечают иностранные инвесторы и предприниматели, работающие на казахстанском рынке. Высокие ставки по кредитам, бюрократия и коррупционные проявления отмечаются ими как главные проблемы для ведения бизнеса в Астане. Однако россиянам, живущим в похожих экономических условиях, адаптироваться здесь проще.

Топ-5 бизнес-отелей Астаны 5*

Rixos President Astana (ул. Кунаева, 7)
Открыт в 2005 году. 184 номера, «бальный» зал и пять залов для бизнес-мероприятий. Именно здесь проходили переговоры по сирийскому урегулированию в рамках саммита ШОС.

Astana Marriott Hotel (ул. Достык, 2)
Открыт в 2014 году. В отеле 271 номер, включая президентские сьюты с доступом в отдельную гостиную для приватных бизнес-встреч. Более 500 кв. м гостиницы отведено для проведения мероприятий, в том числе шесть универсальных конференц-залов.

The Ritz-Carlton, Astana (ул. Достык, 16)
Самый новый из отелей Астаны, открыт в июне 2017 года. Гостиница расположена в башнях Talan Towers, включающих также бизнес-центр класса А (его услуги доступны постояльцам) и торговую галерею. 157 номеров, а также Club Lounge.

Ramada Plaza Astana Hotel (пр. Абая, 47)
Открыт в 1998 году, но инфраструктура регулярно обновляется. 229 номеров, шесть конференц-залов и банкетный зал на 500 человек, есть также офисы в аренду.

Beijing Palace Soluxe Hotel Astana (ул. Сыганак, 27)
Отель китайской сети, открытый в 2008 году, – часть многофункционального центра «Пекин палас». Туристам предлагается151 номер, конференц-залы, банкетный зал на 200 человек, вращающийся видовой ресторан «Revolving» и услуги бизнес-центра класса А.
Дешевые билеты онлайн
Взрослые
от 12 лет
Дети
2-12 лет
Младенцы
до 2 лет
Премия
Кресла в бизнес-классе
Boeing 757-200, 767-300ER
Интервью с ресторатором Михаилом Гохнером
О том, как взять и все поменять в 50 лет
Непревзойденный корейский сервис в сердце северной столицы
участник премии
Перелет из Москвы в Лондон первым классом
Бизнес-зал в терминале E
участник премии
Отель без казусов
Интервью с Константином Райкиным
участник премии
Бизнес-лаунжи международного аэропорта Гейдар Алиев (Баку)
Маленькая Япония в центре самого хайпового района Лондона
Отель, где собрано лучшее, что есть в Марокко
Из Москвы на Сейшелы через Стамбул бизнес-классом
Отель как неизменный символ города
участник премии
Отель с преимуществами
Отель в Амстердаме, куда хочется возвращаться
Один из лучших вариантов в Москве для бизнес-туристов, выбирающих отель категории 4*
показать еще
Вопрос
Старший вице-президент по бренд-коммуникациям и коммерческому развитию компании Hyatt International в странах Европы, Африки, Ближнем Востоке и Юго-Западной Азии
Читайте в августе BUSINESS TRAVELLER №23
  • Тесты: Air Astana | Radisson Royal Moscow | MasterCard
  • Бизнес: когда наступит светлое цифровое будущее?
  • Разбор полетов: банковские программы для путешественников
  • Выход в город: Ницца | Алматы | Калининград
Оформить подписку